Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Постпраздничные тенденции

Опубликовано в Бизнес-технологии , 06 Апрель 2017
3835

Polizvet 2017 4Добрый день, дорогие читатели журнала «Цветы»!

 

Поскольку праздники отгремели, мы решили прервать цикл статей об особенностях управления цветочным бизнесом и уделить внимание основным тенденциям развития рынка. После праздников некоторые тренды стали видны особенно четко.

 

14 Февраля и 8 Марта для всех нормальных людей время очень волнительное и по-настоящему романтичное. Но для управляющего цветочным бизнесом этот период — время тяжелых испытаний. Неважно, владеете ли вы двумя-тремя точками или под вашим началом находится крупная региональная сеть. Каждый управленец сталкивается с неожиданными ситуациями. Причем каждый раз с новыми! В этой статье мы обозначим несколько наиболее ярких трендов цветочного рынка, понимание которых позволит существенно повысить доходность вашего дела.

Первая тенденция — сокращение продаж на день Святого Валентина

В СССР было принято отмечать только один женский день — 8 Марта. Женщины этот праздник ждали и очень любили. Мужчины в этот день оказывали своим дамам знаки внимания, в том числе дарили цветы. Начиная с 90-х годов на просторы бывших советских республик начал просачиваться День святого Валентина, или День всех влюбленных. Праздник изначально европейский, а все западное тогда было в особом почете. Но женщины были довольны, ведь это был еще один повод приятно провести время с любимым человеком. Коммерсанты также были довольны.

«Валентин» набирал обороты, и к 2009 году мы, оптовики, могли видеть повышение продаж в 2–2,5 раз по сравнению с обычной поставкой. Однако последние годы ситуация коренным образом изменилась. Когда экономику трясет, реальные доходы населения постоянно сокращаются. У большинства нет возможности полноценно проводить два праздника. И тут стало понятно, что День святого Валентина с 8 Марта конкурировать не может. Во-первых, из-за своего неудачного календарного расположения, ведь этот праздник проходит примерно через месяц после новогодних торжеств, которые у нас принято отмечать широко, пышно, затратно. Многие люди залезают в долги, и отдать их за месяц не получается. А во-вторых (и, наверное, в главных), 8 Марта уже стал народным праздником. И наши любимые женщины просто не поймут, если в Международный женский день их оставят без внимания. Сегодня статистика показывает, что заказы на «Валентина» увеличиваются где-то в 1,5–1,75 раза в сравнении с обычным заказом, тогда как на 8 Марта объемы продаж вырастают в 3–5раз! Обязательно учитывайте это при планировании закупок на следующие праздники.

Вторая тенденция — отказ от эквадорской розы в пользу кенийской

Эквадорская роза была первой, которая просочившейся на российский рынок после падения железного занавеса. В те годы доллар стоил шесть рублей, а рынок был абсолютно свободен. Поэтомуне удивительно, что эквадорская роза сразу обрела неслыханную популярность. Ее брали все, и брали коробками. И все продавалось.

Спустя некоторое время на отечественный рынок стали поступать другие розы — голландские, кенийские, эфиопские, российские и даже индийские. Но розы из других стран заметно отличались от эквадорских по соотношению цены к качеству. Нужно сказать, что Эквадор — это страна, которая расположена в уникальном месте: близко к экватору, к тому же в стране преобладают вулканические породы. Говоря проще: палку воткни — из нее дерево вырастет. Затраты на производство цветов в Эквадоре очень низкие. Около половины стоимости цветка занимает его обработка. Без нее он не выдержит перелет до клиента.

Время шло, и в Эквадоре сложился стереотип, что русские — очень богатые люди. Они берут много и почти по любой цене. Особенно на праздники. И в это время им нужно особенно много цветка. Необходимо так подстроить выращивание цветов, чтобы к 14 Февраля и 8 Марта выходило цветов в три-четыре раза больше, чем в обычный день. Плантации делают специальную вырезку кустов роз, чтобы пик цветения пришелся на праздники. Но люди, которые сотрудничали с эквадорцами напрямую, знают, что эти ребята, мягко скажем, недальновидные. Плантации еще и активно скапливают розу! Зачем перестраивать технологический цикл, если можно просто срезать розу, как обычно, положить ее в холодильник, а в день «Х» выдать зановую. Вырастил дешево, продал дорого. Прибыль. Идея дикая, но, к сожалению, распространенная в Эквадоре. И все равно отечественный рынок продолжал брать много эквадорской розы, особенно на праздники.

Ситуация в корне поменялась после 2014 года. Против России были введены санкции, цены на нефть обрушились, доллар по отношению к рублю вырос в 2,5 раза. То есть цены в долларах не изменились, а в рублях увеличились многократно. Но эквадорские производители все еще продолжали жить прошлым: скапливать цветок, заламывать «праздничные» цены и продавать дикий пересорт. А тем временем часть кенийских плантаций отточила процесс производства и консервации розы до такой степени, что стало возможным сравнивать ее с эквадорским цветком. Предвижу негодование некоторых читателей. Скажу откровенно: если бы четыре года назад мне кто-то сказал нечто подобное, я перестал бы воспринимать такого специалиста всерьез. Но на сегодняшний день по соотношению «цена – качество» кенийская роза значительно выигрывает. Достаточно сказать, что на это 8 Марта самая дорогая роза 'Эксплорер' 70см от самой лучшей кенийской плантации стоила 64 рубля. О ценах на 'Эксплорер' 70см из Эквадора даже неловко говорить.

Уважаемые читатели журнала «Цветы»!Настоятельно рекомендуем обратить внимание на кенийскую розу. Я знаю, что у многих из вас есть предубеждение и вы работаете только с эквадорским цветком. Но хочу напомнить, что кенийская розас хороших плантаций долго живет в вазе и стоит на 20 % дешевле (в обычный день). А человек, пришедший к вам за цветами, покупает в первую очередь розу. И ему по большому счету все равно, кем и где она выращена.

 

Продолжение следует.

 

Алексей Быков (директор фирмы «Полицвет», кандидато биологических наук), Данила Быков

Статьи по теме