Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Работа должна приносить удовольствие

Опубликовано в Бизнес-технологии , 18 Ноябрь 2011
6765

В октябре 2011 года компании STARLIGHT CASH & CARRY, крупнейшему цветочному центру, исполнилось 15 лет. Сегодня у нас в гостях ее основатель Жирайр Арпиарович Маркарян, который поделился своим опытом организации цветочного бизнеса, мыслями о прошлом, настоящем и будущем отечественного рынка цветов.

ZV8_0064

Жирайр Арпиарович, расскажите о том, как Вы начинали строить свой бизнес. Почему решили заниматься именно цветами?

Все получилось относительно случайно. Тяги к цветам не было, я вообще ими не интересовался. Мне предложили открыть пять розничных точек, и я попробовал. Неожиданно для меня самого все получилось. И я задумался о том, что было бы интереснее самим привозить цветы. Тогда еще не было большого разнообразия в ассортименте, но мы уже знали, что оно должно быть. В те времена из цветов в стране были в основном розы, немного гвоздики, в сезон — тюльпаны. Первые пару лет мы, конечно, помучались, но потом нашли хороших поставщиков в Голландии. И вот уже 15 лет работаем с одним и теми же компаниями. Сегодня мы четко понимаем свою задачу: что нужно клиенту, то и привезем. Рынок меняется, и меняется в лучшую сторону: в любом киоске можно купить те цветы, которые 10 лет назад в Москве было днем с огнем не найти.

Как складываются отношения с отечественными производителями цветов?

Если честно, пока не так, как нам хотелось бы. Чаще всего они все производят одно и то же. А нам необходим большой ассортимент; мы продаем практически все, что поставляют голландские компании. Спрос определяется рынком, и распланировать его очень сложно. А отечественные производители хотят, чтобы мы работали с ними по четкому плану, что в современных условиях практически невозможно. Проблема не в том, чтобы вырастить продукцию хорошего качества и соблюсти все технологии, а в том, что производители не мобильны и словно оторваны от реалий настоящего. Рынок должен быть четко структурирован: производитель, оптовый поставщик, розничные магазины. Наши производители иногда пытаются сами продавать конечному потребителю, нарушая логическую цепочку, в результате чего страдает покупатель.

Каковы особенности современного цветочного бизнеса?

В этом бизнесе все этапы должны проходить быстро. Все стоит денег, особенно скорость принятия решения. Поэтому удобнее работать с меньшим количеством поставщиков. Если покупать цветы напрямую у производителя, то он, скорее всего, не будет продавать цветы по низким ценам всем подряд, а укажет завышенную стоимость. В этом отношении система продажи через аукцион дает более адекватную цену.

Во-вторых, импорт и внутреннее производство, по моему мнению, не должны и не могут конкурировать друг с другом. Если запретить импорт, то отечественные цветы не смогут насытить рынок. Он уже достаточно развит, и отступления назад не будет. Сегодня есть спрос на большой ассортимент цветов, и одними розами и хризантемами потребитель доволен не будет, ему нужны также и орхидеи, и антуриумы, и ранункулюсы, и многие другие цветы.

Думаю, что структурировать рынок, пожалуй, надо. Но рыночные отношения тем и хороши, что регулируются и структурируются сами. Если рынок в этих условиях развивается сам, зачем его регулировать? Пусть развивается и приносит пользу государству. Больше налогов платит, создает рабочие места. С течением времени цветочный бизнес уже показал свою жизнеспособность и способность к саморегуляции.

Есть ли перспективы создания цветочного аукциона в России?

Это изначально очень большие вложения, нужны огромные специально оборудованные помещения, обученный персонал, да и просто очень большая территория. Кто будет вкладывать в это деньги, когда получит их обратно? А виртуальный аукцион никому не нужен. О чем мы говорим: у нас в стране 80 % продаваемых цветов — импорт. Какой аукцион может быть основан на импорте? Разговоры о том, что аукцион приведет к удешевлению цветов, — глупость, он приведет к удорожанию. Потому что вложения надо возвращать, а любая централизация ведет к росту цен, потому что уменьшает конкуренцию.

IMG_1466

Нужен ли специальный орган, координирующий отрасль?

Нужен, конечно. Однако, мне кажется, это маловероятно. Несколько лет назад у нас была ассоциация поставщиков срезанных цветов, но это ни к чему не привело. И потом, надо понимать, что наш бизнес для государственных структур мало интересен, потому что его размеры не являются существенными для нашего государства. Поэтому теоретически это было бы хорошо, но практически очень сложно этого достичь. Нужен организатор, личность, которая категорически не будет связана с государством. А снизу движения пока нет.

А вообще общение с правительственными и законодательными органами очень важно. Например, чтобы решить наболевшую проблему с карантином растений, чтобы у всех были равные условия, чтобы не было «серых» схем и других нарушений и вымогательств.

Может быть, есть какие-то пожелания к государству в этой связи?

Если честно, то особых пожеланий нет. В условиях рыночных отношений каждая компания должна работать сама на себя, сама выживать и развиваться. Никто никому не должен помогать. Но и усложнять и ставить дополнительные препоны тоже не надо. Я считаю, что надо поднимать престиж профессии. Можно что угодно говорить про палатки с цветами, но если эта палатка дает возможность зарабатывать людям деньги и кормить семьи – это достойная и нелегкая работа, и надо к ней относиться соответствующе.

Как Вы считаете, существуют ли предпосылки к удешевлению цветов на российском рынке?

В стоимость цветка входит очень много составляющих: это и транспортные расходы, и аренда, и таможенные пошлины. А так как стоимость всех этих составляющих растет, то для удешевления цветка нет оснований. Ценообразование является большой проблемой цветочной экономики в России. К сожалению, у нас цветы пока — люксовый товар. Поэтому рознице очень тяжело выживать.

Что помогает Вашей компании выживать и развиваться в непростых условиях?

Надо просто работать. Бывают хорошие времена, бывают тяжелые. Никогда не надо опускать руки, надо трудиться. Цветочный рынок никогда не был простым, и сейчас стало тяжелее. Но это все равно, надо работать и тогда все получится.

IMG_1847

Каковы современные тенденции цветочного рынка?

Сегодня заметно растет спрос на горшечные растения, а также очень активен рынок растений для открытого грунта. Что касается горшечных, я считаю, тут есть очень большая еще не занятая ниша — продажа готовых композиций из разных видов растений. Флористы еще не совсем осознают важность этого направления. Растения можно купить и в садовых центрах, и в IKEA, и в Obi — и это будет дешевле. А спрос есть именно на композиции. И когда магазины научатся делать хорошие композиции, за этим направлением будет будущее.

Что Вы можете сказать об отечественной флористике?

Флористика в нашей стране начала развиваться не так давно. Поэтому российские флористы пока не имеют достаточного опыта, чтобы занимать лидирующие позиции на международных соревнованиях. И меня радует, что российская флористика выходит на высокий уровень. Это доказала победа Натальи Жижко на чемпионате Европы. Мы ей очень помогали, мы в нее сразу поверили. Она достойна того, чтобы занять первое место. По части креатива российские флористы являются первыми, а в Европе более сильна коммерческая флористика. В целом рост уровня флористики в стране благотворно влияет на развитие рынка.

Что бы Вы хотели пожелать начинающим предпринимателям в цветочном бизнесе?

Ничего не бояться. Предоставлять хороший ассортимент, расти и никогда не останавливаться на достигнутом результате. Ставить перед собой большие задачи. Если довольствоваться малым, то это, конечно, принесет свои плоды, но никогда не будет долгосрочного успеха и стабильности. Рынок еще не насыщен, конкуренция не очень большая, нет серьезных раскрученных проектов. Но самое главное — чтобы работа приносила удовольствие. Это одна из самых важных составляющих успеха!

Беседовала Вера Иванова