Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Цветы с молотка

Опубликовано в Бизнес-технологии , 28 Декабрь 2011
13811

Превосходство Голландии во всем, что касается цветочного бизнеса, предопределено историей. Достаточно вспомнить «тюльпанную лихорадку», владевшую Нидерландами в первой половине XVII века, примерно с 1620 по 1637 годы. Тюльпаны стали настолько модными и популярными цветами, что их луковицы продавались на вес золота в буквальном смысле слова. В течение нескольких часов благодаря тюльпанам можно было сказочно разбогатеть или, наоборот, потерять целое состояние. Например, в музее Амстердама на одной из плит сохранилась надпись, гласящая, что снесенные в 1878 году два каменных дома были куплены в 1634 году за три луковицы тюльпана. Девушка, приданое которой состояло из единственной луковицы, считалась весьма выгодной невестой. Если валюту того времени перевести в современные доллары США, получится, что продавцы тюльпанов зарабатывали около 44 тысяч долларов в месяц. Цены на луковицы росли с каждым годом, но в 1637 году достигли таких высот, что спрос на цветы резко упал. У погрязших в долгах и обнищавших голландцев осталось множество луковиц, но их некому было продать. Такой обвал цен послужил причиной грандиозного финансового кризиса в Голландии, поскольку вся ее экономика была основана на выращивании тюльпанов.

FloraHollandAalsmeer-ExterieurЧем же была вызвана «тюльпаномания»? Почему именно эти цветы стали такой ценностью в то время? Скорее всего, тюльпаны привлекли внимание своими биологическими особенностями: способностью устойчивой передачи морфологических признаков от материнской луковицы, большими возможностями для селекции, простотой хранения, транспортировки и размножения. Возможно, это была попытка найти замену существовавшим тогда в Голландии средствам платежа, создать своего рода новую валюту, ведь цветы разных окрасок имели разную ценность. Это предположение становится правдоподобным, если вспомнить историю Европы.

XVII век стал временем больших перемен. Традиционные устои разрушались, им на смену шли новые, основанные на экономике отношения, которые позже назовут «буржуазными». Голландские порты претендовали на роль центра если не международной, то европейской торговли. Но старые центры: ганзейские города, Лиссабон, Венеция, Танжер, Константинополь, Александрия не спешили делиться своим куском пирога. Оттоманская империя воевала с Персией и поэтому могла влиять на события в Европе только косвенно. Но в 1618 году началась Тридцатилетняя война, в результате которой центр европейской торговли все-таки переместился в Амстердам и другие голландские порты. К 1634 году, когда «тюльпаномания» достигла пика, международная обстановка резко осложнилась. В 1633 году джунгарская армия подошла к Волге, подчинила Ногайскую орду и над Европой навис призрак нового монгольского нашествия. В 1634 году последний из Великих Монгольских ханов, Лингдан-хан, погиб, в том же году в Европе, в чешском городе Хебе (Эгере), был убит командующий войсками Священной Римской империи Альбрехт Валленштайн, а в 1635 году в Тридцатилетнюю войну вступила Франция. Возможно, все эти события и спровоцировали биржевую лихорадку в Голландии.

Постепенно стране удалось преодолеть финансовый спад, но и по сей день тюльпаны являются основной отраслью голландского бизнеса: для выращивания их луковиц используется пятая часть площади Нидерландов. Ежегодно около 2 млрд луковиц отправляются в 80 стран мира. Однако теперь участники голландского цветочного рынка, наученные горьким опытом предшественников, не делают ставку лишь на тюльпаны и являются крупнейшими мировыми поставщиками множества других цветов. Этот фактор, кроме прочего, позволяет современному голландскому цветочному аукциону успешно функционировать и развиваться из года в год.

VeilingzaalmetkopersBleiswijkЕженедельно, с понедельника по пятницу, задолго до восьми часов утра, на биржу в Аалсмеере поступают крупные партии цветов, продажа которых ведется одновременно в пяти больших залах. Цветы движутся по конвейеру через зал, а покупатели сидят за специально оборудованными столами, расположенными амфитеатром. Вначале аукционист назначает максимальную цену, которая высвечивается на табло, установленном в аукционном помещении. Если нет желающих приобрести лот по названной цене, аукционист начинает снижать ее. Покупателем товара становится тот, кто первым нажмет находящуюся перед ним кнопку, останавливающую снижение цены. После этого на табло загорается номер, под которым данный покупатель зарегистрирован у организаторов аукциона. Такой способ проведения торгов значительно ускоряет темп аукциона и дает возможность продавать до 600 лотов в час, что весьма важно, ведь цветы — очень скоропортящийся товар.

Аукцион проводится при помощи специальных «часов», которые были изобретены в Голландии в 1902 году. Аукционные «часы» отсчитывают цены в обратном порядке — от самой высокой до самой низкой. Чтобы «часы» оставались информативными и привлекательными для покупателя, их постоянно модернизируют. Сегодня электронные «часы» показывают логотип производителя и фотографии цветов и растений, которые представляются в данный момент. Покупка фиксируется и оформляется компьютером, от нажатия кнопки до выдачи счета проходит 10—15 минут. Выглядит процесс следующим образом: в желтой ячейке на циферблате появляется номер участника торгов, которому достался конкретный лот. В белой ячейке слева, в этом же ряду, обычно высвечивается название валюты, в которой идут торги, а также стоимость одного растения в этой валюте и всех растений, размещенных на той или иной тележке. В большинстве случаев торги ведутся в евро, а на круглом циферблате наглядно отражается текущая цена какого-либо лота. В зависимости от складывающейся конъюнктуры по конкретной позиции на данную минуту эта цена может повышаться или падать. Проданные цветы по конвейеру попадают в соседний зал, где их быстро упаковывают и немедленно доставляют термоизолированным транспортом к месту назначения, в аэропорт или магазин. Непроданные цветы становятся компостом, внося свою лепту в извечный круговорот всего живого.

FloraHollandNaaldwijk-Distributieplanten

Брокеры аукциона, безусловно, в своей работе пользуются различными профессиональными хитростями, разобраться в которых может лишь профессионал этого дела. Однако один секрет можно раскрыть: те, кто работает с таблицами и базами данных, отлично знают, что при периодической сортировке поступающих лотов в алфавитном порядке, сокращение полного названия или первого слова в латинском названии растения автоматически поставит эту позицию в списке выше остальных, одинаковых по написанию. К чему это может привести? Если речь идет о 20—30 тележках растений средней популярности, то ничего особенного не произойдет. Однако в невыгодной ситуации окажется производитель продукта, название которого записали без сокращений, из-за чего товар оказался не в первой строке списка, а во второй или в третьей, если аналогичного товара заявлено на текущий день, скажем, 200—300, а то и 500 тележек. В этом случае первые партии растений продадутся быстрее и по более высокой цене и на погрузку отправятся раньше. Такие вот нюансы!

Аукцион в Аалсмеере — самая крупная в мире биржа по продаже цветов, которая по праву может называться цветочной Уолл-Стрит. По обороту она не уступает Амстердамской фондовой бирже. Ежедневно здесь лишь за четыре часа работы продается 12 млн срезанных цветов и миллион горшечных растений от более чем 9 000 поставщиков из Нидерландов, Кении, Израиля, Эфиопии, Эквадора и Германии. Ежегодно здесь реализуется до 900 млн роз, 250 млн тюльпанов и 220 млн цветов в горшках — всего более 3 млрд штук. В Нидерландах на 12 специализированных аукционах продается более 6 млрд цветов. Приблизительно 80 % из них идет на экспорт, причем даже в такие страны, как Австралия, Япония, Сингапур. Таким образом, Нидерланды являются лидером международной торговли цветами: доля этой страны составляет более 60 %.

На российский рынок наибольший объем цветов (около 46 %) попадает именно с голландских аукционов. Примерно 42 % приходится на поставки из Литвы. Однако в Литве нет своего цветочного аукциона. Эта страна — своеобразная перевалочная база для растений, через нее проходят партии товара, которые запрещены к ввозу в Россию из других стран. Сегодня на эту же роль начинает претендовать Украина.

С активным развитием информационных технологий голландским аукционам пришлось претерпеть значительные изменения. Так, теперь аукцион в Аалсмеере не узнать. Еще год назад все помещения были забиты брокерами, найти свободное место было почти невозможно, а теперь аукцион поражает непривычной пустотой. Причиной тому стало бурное развитие системы интернет-продаж. Возможность закупать цветы через Интернет позволяет участникам аукциона совершать сделки из любого приемлемого для них места. Главное, чтобы был компьютер и доступ в Интернет. Удобство и оперативность интернет-продаж переоценить невозможно. Около 45 % всех цветов, поступающих на аукционы, покупаются именно через Всемирную сеть. Система онлайн-продаж также помогает аукциону привлекать большое количество международных покупателей, что позволяет оптовым покупателям совершать сделки, минуя посредников и уменьшая стоимость цветов для конечного потребителя.

Rijnsburg1

Помимо аукционов в Нидерландах, почти в каждой стране, где развит цветочный бизнес, действуют свои маленькие цветочные биржи. Однако большинство из них используют голландские наработки и не вносят кардинальных изменений в процесс продаж. Более или менее значительным по масштабам аукционом является, пожалуй, Цветочный центр в Дубае. Первый этап его создания был завершен в 2004 году и обошелся в 50 млн долларов. Он занимает площадь около 100 000 м², а его пропускная способность составляет более 300 000 тонн груза в год. Центр почти полностью автоматизирован, в нем предусмотрены экспортные камеры для товара и офисы, а также сортировочные зоны. Цветочный холодильник дубайского Цветочного центра действует как свободная от налогов зона. Все транзитные грузоперевозки скоропортящейся цветочной продукции, проходящие через Объединенные Арабские Эмираты, не минуют этого центра, причем полностью компьютеризованная система мониторинга позволяет заказчику не только отслеживать груз в любой точке пути, но и проверять температуру, при которой перевозится товар.

В 2010 году Флористический союз России выступил с инициативой открытия цветочного аукциона в Москве, считая, что это позволит снизить цену на тюльпаны и розы и вытеснить с рынка иностранных перекупщиков. Однако большинство участников цветочного рынка выступили против подобного предложения, приводя в защиту своей позиции различные аргументы. В частности, они утверждают, что открытие биржи возможно лишь при наличии сильных игроков на рынке, которые будут исчисляться не десятками, а сотнями и тысячами. Кроме того, оппоненты Флористического союза заявили, что открытию отечественной биржи должны предшествовать субсидированное кредитование на цветочном рынке, скидки на электроэнергию и помощь в подготовке кадров, поскольку высококвалифицированных специалистов в России катастрофически не хватает. Таким образом, Россия к открытию собственного цветочного аукциона пока не готова. Возможно, круглый стол на эту тему, запланированный в рамках деловой части выставки «Цветы/Flowers IPM» 2011 года поможет изменить сложившуюся ситуацию.

  20080520-M268

Интересные факты:

  • - Голландия не имеет нефти, алмазов и газа, зато цветов продает в среднем на 4 млрд евро в год.
  • - В Книгу рекордов Гиннеса внесен комплекс цветочного аукциона в Аалсмеере, признанный самым большим коммерческим зданием в мире. Общая закрытая площадь Flora Holland равняется 1 500 000 м².
  • - Голландский аукцион в Наалдвике имеет самый большой цветочный холодильник в мире, площадь которого составляет 43 000 м². Это больше, чем 10 футбольных полей.
  • - Более 3/4 цветов и горшечных растений, поставляемых на цветочные аукционы Голландии, экспортируется в страны Европы, Америки и Азии.
  • - Аукцион в Аалсмеере ежегодно привлекает свыше 100 000 посетителей.
  • - Самые продаваемые цветы на голландских аукционах — розы, хризантемы и тюльпаны.
  • - Каждый год на голландском рынке появляются 1 200—1 500 новых сортов цветов и растений.
  • - Голландские цветочные аукционы ежегодно используют 12 млн цветочных ведер и 800 000 цветочных коробок, чтобы цветы хорошо сохранились во время доставки от производителя к оптовому торговцу.
  • - Приблизительно 12 300 компаний поставляют цветы и растения на голландские аукционы.

Евгения Саратовцева

Статьи по теме