Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Мир цветов и красок Нины Бальто

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 05 Февраль 2013
5386

Бельгийская художница и садовод Нина Бальто (NinaBalthau), урожденная Стивенс (Stevens), живет в мире цветов и красок. Флористические акварели Нины, выполненные в манере импрессионизма, отражают ее богатый внутренний мир и источают потоки солнечного света и радости, они жизнеутверждающие и полны энергетики. Таков же и ее сад, очередное художественное произведение, которое она создает в течение 30 лет, – пастельный, чувственный и романтичный.

balt_1
«Истинное садоводство сродни написанию картины, — говорит Нина. – Искусство акварели — это игра со светом. Сад тоже живет наполняющими его солнечными лучами, потому что без них не заиграет красочная палитра листьев и цветов, все вокруг будет безжизненным и тусклым». Профессиональный художник, Нина Бальто обладает тонким чувством и пониманием цветовой гаммы, что помогает ей в создании красивого сада. Для нее цветы – словно кисти, ими она «рисует» свой сад. На полотнах акварельные краски передают двумерное изображение, а в саду Нина создает пространственную картину вокруг старинной фламандской фермы XV века Bijsterveld.
Ферма находится в одном из самых живописных районов Бельгии, рядом с местечком Oosteeklo, что в нескольких километрах к северу от славного Гента. Эта территория бывшего графства Фландрия имеет богатое историческое прошлое и является родиной великих фламандских мастеров. Здесь в 80-х годах ХХ века Нина Бальто купила заброшенное имение и принялась за реставрационные работы. Да-да! Большинство интерьерных работ по росписи стен выполнила она сама, с помощью мужа Питера.
balt_2
Супругам удалось сохранить дух старинной фламандской фермы, ее самобытность. В частности, по сохранившимся планам они восстановили аллею подстриженных ив и тополей, фруктовый сад. Нина очень гордится старым амбаром и диким лугом, обнесенным жердями, как на гравюрах XVI века. Отделка дома и примыкающих к нему построек выдержана в терракотовой цветовой гамме, что гармонично сочетается с окружающим ландшафтом и соответствует фламандским традициям. С восточной стороны дома – красивая терраса с видом на дикий луг по ту сторону канала, в водной глади которого отражаются приземистые ивы с пучками ветвей «по-фламандски».
balt_7
На то, как в саду обустроены проходы и свободные участки земли, стоит обратить особое внимание. Дорожки здесь довольно широкие, посыпаны гранитной щебенкой и по краям окантованы плотно подогнанными друг к другу бордюрными камнями. Лужайки сада тщательно подстрижены, газоны безупречны, без кротовин и проплешин. Многочисленные садовые комнаты и просто уютные закутки вымощены бутовым камнем. Все добротно и основательно, и все участки земли Bijsterveld вовлечены в дизайн сада. Даже непонятно, зачем хозяева при такой «упакованности» земли держат на крыльце целый набор сапог.
Как и многие европейские сады, сад изобилует керамическими горшками, кашпо, вазами, металлическими ведрами, засаженными цветами или изящными растениями. Такие мобильные мини-садики удобно применять для быстрой декорации тех или иных участков сада в зависимости от сезона года. И только у сáмого уреза воды дикое буйство околоводных растений, не скошенных и не прополотых. По всему саду можно прогуляться, оставаясь в тени, так как в нем много лабиринтов, увитых красиво цветущими лианами, или изящных деревянных арок, образованных пальметтами плодовых деревьев. Все это создает романтичную ауру.
balt_4
Но все-таки основу сада составляют цветы и декоративные растения. Какие же цветы самые любимые у Нины Бальто? Во-первых, это морозники (Helleborus), которые она считает наиболее грациозными и изящными цветами начала года и советует их дарить на Новый год и День всех влюбленных. Особенно ей нравятся зеленые оттенки, как, например, у H.viridis и Н.foetidus.
Наделенная поэтическим даром, Нина так пишет о своих любимцах: «Когда весна окончательно прогоняет зиму, тюльпаны восстают. Даже срезанные, они хранят достоинство и долго стоят в вазе с поднятыми головками, словно герои после смерти». Она боготворит эти цветы и хорошо изучила историю тюльпанов, их роль и место в тюркской культуре. Ей очень импонируют эпитеты, которыми награждали тюльпан: «цветок, воспламеняющий сердца», «бесподобная жемчужина», «зеленая роза», laGrandeEcarlade, то есть «самое красное и яркое». Или вот еще — «грациозная кокетка», «лицо любви», «ревность бриллианта». Любимый сорт Нины — ‘Анжелика’, очень популярный в 40-х годах ХХ века тюльпан средней длины, розового, слегка палевого цвета; с годами этот сорт стал более зеленым. Другие ее фавориты – белый ‘Касабланка’, Perroquet и ‘Дракон’. В теплицах Нина выгоняет на срезку голубые и фиолетовые тюльпаны, которые в обрамлении листьев хосты Зибольда становятся привлекательными акцентами ее «фирменного» весеннего букета.
balt_5
Весной и летом на диком лугу сада появляется множество полевых цветов, еще одного пристрастия художницы-садовода. Что только не растет здесь! Ромашки, колокольчики, маргаритки, маки различных цветов, борщевик и окопник, мятлик и лисохвост. Когда зацветает ее любимый купырь, Нина считает, что наступил апогей лета. «Это растение у нас называется «голландское кружево», и я до сих пор не могу передать его ажурность на своих акварелях», — сожалеет Нина. Она обожает белый летний букет и считает его самым изящным подарком. Подобную композицию сложно создать, ведь кроме богатого ассортимента цветов нужно иметь развитое чувство вкуса. При компоновке белого букета Нина постоянно экспериментирует, но обычно использует клевер, бальзамический пиретрум, папоротник, бутень ароматный и скабиозу белую.
balt_6
В разгар лета пастельные тона сада Bijsterveld становятся более насыщенными, обогащаясь новыми оттенками. В тенистых уголках сада начинает солировать яркая гортензия, ветви ее сгибаются до земли под тяжестью огромных соцветий. На солнечных местах появляются многочисленные желтые космосы, ноготки и настурции – постоянные персонажи полотен художницы. Нина вдохновенно рассказывает о полевом алом маке: «Среди моря золотой пшеницы гордый и одинокий мак краснеет…» Кстати, во Фландрии этот цветок называли karenpaters, то есть «брат пшеницы». Впрочем, его называют и менее поэтично – «волчья роза». Окраска мака зависит от состава почвы и может меняться от насыщенного красного до желтого цвета. В саду встречается несколько редкостей: мак исландский P. nudicaule и мак северный P. radicatum, голубой гималайский мак Meconopsisbetonicifolia. Нина Бальто считает своим высшим достижением в садоводстве воссоздание цветущего дикого луга. Это – своебразная дань уважения многочисленным поколениям фермеров, живших здесь.
balt_8
Ну и, наконец, роза. Она не может не быть желанной для любой женщины, а тем более художницы. «Роза — царица цветов. Если алые маки лишь твои пажи и ты с ними заигрываешь, то за розами ухаживаешь сама», — с трепетом говорит Нина. Во все времена роза символизировала смерть и возрождение. На скромных надгробиях римских солдат и простых граждан часто встречается эпитафия: «Sparge, precor, rosassuprameabusta, viator», то есть «Уходя, прошу тебя бросить розы на мою могилу». Нина очень любит белую плетистую розу с поэтическим названием ‘Шелковое платье’, а также другие сорта известного мэтра белых роз селекционера LouisLenz: ‘Мария Матильда’, ‘Маленький Серпенто’, ‘Белый сюрприз’, ‘Паскали’, ‘Летний снег’ и ‘Ватерлоо’. Белыми розами обсажен и маленький островок посреди цветущего сада, напоминающий о трагических и одновременно самых прекрасных моментах жизни Нины: единственный сын Пьер ушел из жизни совсем молодым.
Тихо сейчас, но есть ты и есть роза,
Которую я рисую для тебя с чувством
Всеобъемлющей материнской любви,
Какая только может быть на свете…
balt_3
Нина Бальто считает, что роза любого цвета (кроме небесно-голубого) несет признак высшего благородства. А голубые розы… Таких цветов не существует, но Нина любит говорить о них и, рисуя, стремиться приблизиться к той границе цветовых оттенков, когда за полутонами серого начинает угадываться голубой отлив. Она, словно любознательный исследователь, заглядывает за черту неизведанного. И в самом деле, с давних времен садоводы пытались вывести такую розу. Существует легенда, что одному из них это удалось. Но когда утром он взглянул на розу, то понял, что такому божественному цветку не пристало сливаться с голубым небом, и тут же уничтожил свое творение.
На закате лета любовь Нины как садовода и художника устремляется к георгинам. Она считает, что ни один цветок не дарит живописцу такое богатство оттенков и нюансов красного, как старинные сорта георгин под солнечными лучами уходящего лета. «Чтобы написать натюрморт с георгинами, мне приходится постоянно покупать новые и новые тюбики краски», — говорит Нина. В садоводстве георгины оставались долгое время некой энигмой, поскольку после трех-четырех лет выращивания они погибали без видимых причин. Многие светила ботаники ломали головы над загадкой этих мексиканских пришельцев. Оказалось, что их не нужно культивировать как растения из жарких стран, так как на родине георгин, высоко в горах, зимы также бывают суровыми. Нина высаживает клубни в апреле, и если побегам удается пережить утренние морозы, то георгины зацветают и второй раз, к Новому году. Нина досконально изучила историю появления георгин в Европе, в частности в ее родной Фландрии.
balt_9
Поскольку георгины легко поддавались селекции, то с 1814 года начался настоящий бум их разведения. Хотя большинство сортов оказались недолговечными и скоро исчезли из садов, в бельгийском парке Vilrijk, в местечке Malines, еще можно встретить добрую дюжину старинных сортов этого прекрасного растения. Среди них есть старожил (1879 год) — сорт ‘Белая астра’, а также ‘Кайзер Вильгейм’, датируемый 1881 годом, и более широко известный StolzevonBerlin (1884 год). В саду Нины Бальто растет и появившийся в 20—30-х годах прошлого века очень любимый ею сорт BishopofLladaff.
Когда летняя жара спадет окончательно и осень по утрам начнет заволакивать туманами окрестности, во Фландрии появятся дельфиниумы, которые художница называет последним приветом лета. Дельфиниумы подкупают своей благородной простотой, они, словно строгие кафедральные соборы, возвышаются над августовскими цветниками сада Bijsterveld. По мнению Нины, ни один цветок не может продемонстрировать такого роскошного и насыщенного фиолетового оттенка. Она была лично знакома с самым известным в мире селекционером этих многолетников, а также садовником и новатором в ландшафтном дизайне, немецким доктором Карлом Фостером. В своем саду под Потсдамом он вывел много сортов дельфиниума и флоксов, впервые использовал злаки и папоротники в садовом дизайне и привнес голубой цвет в палитру классических садов.
balto_10
Весной Bijsterveld выглядит сногсшибательно. Изобретательная хозяйка создает на его просторах целые «реки» длиной до 40 метров из разноцветных луковичных, которые, словно весенний паводок, растекаются по саду и выплескиваются в окрестные луга красочным ковром цветов. При этом используется большое количество посадочного материала. Например, прошлой осенью были высажены сотни Bellevaliapycnantha и редких Ipheonionuniflorum, тысячи хионодоксов и мускари, множество Scillamischtschenkoana, несколько тысяч миниатюрных нарциссов (Jetfire, JackSnipe, PeepingTom и Cotinga) и тюльпанов (T. tarcla, T. urumiensis и T. turkenstanica).
Пришло время расставания, пора было покидать этот оазис красоты и гармонии. На память Нина подарила мне большую красивую книгу «Цветы, которые меня вдохновляют». Это добротно изданный фотоальбом со сделанными в ее саду снимками известного фотохудожника-флориста JoSchutte. Фотографии мягких пастельных тонов служат иллюстрациями к непринужденной беседе публициста IvoPauwels с хозяйкой сада о ее любимых цветах, о саде, о флористике как об искусстве, а также о многогранных аспектах художественного творчества. Семь любимых цветов, семь впечатлений о саде в разное время года, семь лирических рассказов, наполненных артистическим воображением и тихой меланхолией, составляют основу сюжета книги.
balto_11
Еще раньше, в 1999 году, то же издательство Lannooвыпустило хорошо иллюстрированную книгу с подробным описанием художественных методов, которые Нина использовала при реставрации своей фермы и воссоздании сада. В книге описывается техника размытия цветов, настенная живопись и колористические приемы оформления интерьеров садовых домов. Автор делится секретами создания садовых комнат, беседок и чайных патио, во множестве разбросанных по ее саду. В Бельгии стало модно делать эксклюзивную сервировочную посуду с экспликацией картин современных мастеров, и цветочные акварели Нины Бальто можно встретить на посуде ряда фешенебельных ресторанов Гента.

Фотографии и текст: Сергей Карепанов

Статьи по теме