Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Очарование Павловского парка

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 08 Август 2012
12873
LD_Pavlovsksad09-2009-001
 
…Павловск обладает тем очарованием,
которое создает его характер;
он должен удовлетворять всем вкусам, и даже
смело могу сказать, – он отвечает всем
настроениям души…

 

Эмиль-Дюпре де Сен Мор

 Павловский парк – один из самых больших в нашей стране – создавался на рубеже XVIII–XIX веков, когда в Европе и в России становится модной планировка парков по типу английских пейзажных, словно воспроизводящих естественный ландшафт. Павловский парк создавался на основе естественного леса, что в значительной степени обусловило его пейзажный характер. Прорубленные просеки становились тенистыми аллеями, участки корчеванного леса превращались в живописные поляны, овраги – в романтические каскады прудов.
Исключительность Павловска обусловлена тем, что о нем в течение почти полувека заботилась одна и та же владелица – императрица Мария Федоровна, и тем, что парк устраивали выдающиеся мастера конца XVIII – начала XIX веков, вышедшие как из английской, так и из итальянской школы: Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго.
LD_Pavlovsksad09-2009-002
 
Паркостроители создали уникальный, единый по замыслу парк. «Умение садовника состоит в том, чтобы, почувствовав характер окружающих его объектов, которые природа разбросала беспорядочно, подчинить их особому порядку, чтобы усилить воздействие этих предметов на человека», – полагал выдающийся мастер парковых ландшафтов Гонзаго. Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска. Максимальное использование естественных особенностей рельефа местности; вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников с учетом их биологических особенностей и эстетического восприятия, то есть силуэта насаждений, фактуры, цветовой гаммы. В парке особенно удачно сочетание различных принципов планировки в одну художественную композицию. Особую красоту парку придают многочисленные искусственные пруды с плотинами и река Славянка с перекинутыми через нее декоративными мостиками, протекающая через весь парк.
«Павловский парк во время прогулки, благодаря наслаждению, получаемому от самого парка, а не от памятников в нем находящихся, не сравним ни с одним парком мира», – полагал историк архитектуры Санкт-Петербурга В. Курбатов.
Несмотря на различие художественных приемов и индивидуальность почерков мастеров, все архитекторы, скульпторы и художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, только ему присущие особенности. Прямые, как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовыми скульптурами, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно непохож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, старейший по времени устройства. Главное архитектурное сооружение этого района – дворец, монументальному облику которого подчинены окружающие посадки. Непосредственно прилегающая ко дворцу часть парка имеет вид регулярного французского сада со стрижеными деревьями и кустарниками, газонами и дорожками четкой геометрической формы, партерными цветниками и лабиринтами. И повсюду – скульптуры. Ведущее место в композиции района занимает Тройная липовая аллея, задуманная Камероном. Она служила парадным подъездом ко дворцу. Липы первоначально подвергались стрижке, но позднее приняли вид свободно растущих деревьев. Аллея, словно зеленая парадная рама, обрамляет центральный портик дворца.
Возле Тройной липовой аллеи располагаются Большие круги, с цветочными партерами и каменными террасами, созданные по проекту Бренна. Архитектор использовал расположение сада на возвышенном берегу реки Славянки для сооружения каменной Итальянской лестницы, украшенной скульптурами львов, в стиле итальянских вилл.
LD_Pavlovsksad09-2009-003
 
Вблизи павильона «Вольер» находится живописный участок – пруд извилистой формы, берега, которого обсажены декоративными кустарниками и группами из многолетних цветов. Цветочный лабиринт, в котором разбит розарий, переходит в более высокий, выполненный из кустарников. Причудливая стрижка деревьев усиливает неизгладимое впечатление от красоты этого уголка.
LD_Pavlovsksad09-2009-004
 
 
 
 
С южной стороны дворца, где помещались жилые покои владельцев Павловска, устроен Собственный садик. Он создан по проекту архитектора Камерона совместно с художником Франсуа Виолье в 1784 году. Планировка садика выполнена в регулярном стиле, характерном для камерных голландских садов с прямолинейностью и геометричностью французских. Собственный садик состоит из трех частей. Одна из них отдана декоративным кустарникам, посаженым по принципу сада непрерывного цветения, которое начинается с апреля и длится до осени, когда сад задачу украшения сада берут на себя разноцветная листва и плоды. Вторая часть отведена кенконсу из лип: Деревья высажены в шахматном порядке. А третья – это прекрасный цветочный партер, который разноцветным ковром раскинулся перед личными комнатами Павла и Марии Федоровны. Кроме редких цветов в садике росли южные пирамидальные тополя, каштаны, тутовые деревья, целый ряд редких кустарников и розы множества сортов, которые в большом количестве, как показывает рукописный архив, императрица заказывала для Павловска. Стены дворца со стороны садика были увиты девичьим виноградом и актинидией. Лианами были увиты и стенки трельяжа, некогда перекрывавшие аллеи садика.
Придворцовый район органично перетекает в открытый ландшафт Долины реки Славянки. Благодаря богатству и разнообразию пейзажей она занимает особое положение среди остальных районов парка. Архитекторы умело использовали живописные холмы, наличие воды, открытые луговые пространства, живописное сочетание насаждений и парковых сооружений. В Долине реки Славянки заметно нарастающее значение архитектуры в пейзаже. На берегах Славянки сосредоточено наибольшее количество павильонов парка и других архитектурных сооружений – мостов, плотин, каскадов.
LD_Pavlovsksad09-2009-006
Долина реки Славянки граничит с районом Большой звезды, расположенным в северной части парка. Планировку Большой звезды первоначально осуществил Камерон. Естественный лесной массив был расчленен дорогами-просеками, которые на плане выглядели как рисунок звезды. Радиусы дорог, словно лучи солнца, расходятся от площадки с Круглым залом в центре. По рукописным архивным материалам видно, что после завершения планировки Большой звезды идет непрерывная подсадка деревьев – в основном по проспектам, или, как еще их называли, просекам. Подсаживают исключительно лиственные деревья для придания большего разнообразия и смягчения сумрачности хвойного леса. Позднее в этом районе Гонзаго распланировал участок Долины прудов с великолепными пейзажами, с обрывистыми берегами прудов и живописнейшим островом Любви.
Лесной массив района эффектно контрастирует с открытым ландшафтом Долины реки Славянки. Сочетание различных по характеру и эмоциональной нагрузке участков – отличительная черта ландшафтов Павловского парка.
Район Старой Сильвии представляет собой естественный лесной хвойный массив, прорезанный сетью дорожек регулярной планировки: двенадцать прямых аллей отходят от центральной круглой площадки, украшенной бронзовыми статуями Аполлона Бельведерского в окружении муз. Формирование этого района парка состоялось, когда Бренна создал в парке парадные участки, которые должны соответствовать царской резиденции. Старая Сильвия расположена в непосредственной близости к Придворцовому району и предназначалась для прогулок хозяев и их гостей.
LD_Pavlovsksad09-2009-005
Изысканно оформлен переход от Старой к Новой Сильвии, следующему району парка. На границе двух районов на плотине, на которой заканчиваются Старосильвийские пруды, располагается Руинный каскад. В этом сооружении соединились модный в то время стиль подражания античной архитектуре и сентиментализму. Полуразрушенные скульптуры львов, вазы из туфа, соединенные березовыми перилами, гармонично вписываются в окружающий ландшафт.
Новая Сильвия создавалась в начале XIX века по проекту Бренны. Она выполнена в регулярно-пейзажном стиле, представляет собой анфиладу зеленых залов, соединенных одной центральной и многочисленными боковыми коридорами-дорожками, то звездообразно расходящимися от площадок, то параллельно идущими вдоль центральной аллеи между стеной стриженого кустарника и свободно растущих деревьев на участках между дорожками.
LD_Pavlovsksad09-2009-008В гуще лесного массива находится павильон «Мавзолей супругу-благодетелю». Расположение этого павильона в парковом ландшафте может служить примером удачного сочетания архитектуры с природным окружением. Он возвышается над оврагом в окружении сумрачных елей, вызывая у зрителя соответствущие эмоции. Состав насаждений и сам павильон определяют настроение этого района. Поэт В. А. Жуковский так выразил свое впечатление от знакомства с ним:

 

И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые…
 
В архитектурно-планировочном отношении Новая Сильвия служит переходом от регулярных парковых композиций к прилегающим естественным лесам и полям Белой березы. Расположенная в восточной части, самая обширная из всех районов, она занимает около половины площади всего парка.
Основная планировка, осуществленная по проекту Камерона, повторяет тип планировки Большой звезды и Старой Сильвии: центральная круглая площадка, с расходящимися по радиусам дорогами. Отличие только в масштабах, в количестве радиальных дорог (здесь их семь) и в отсутствии на центральной площадке каких-либо построек. На круглой площадке газона – хоровод из берез. Именно они дали название району, хвойному по своему колориту.
LD_Pavlovsksad09-2009-007
В начале XIX века за устройство ландшафтов Белой березы берется художник-декоратор Гонзаго. Он вырубает 70 % лесного массива, превращая вырубки в луга, а лес оставляет «островками» разного размера. При создании района Гонзаго использовал метод театральных декораций: располагал группы и массивы деревьев по отношению к той или иной видовой точке по принципу театральных кулис. Он компоновал пейзажи в натуре, намечал границы групп и куртин, клеймил деревья на сруб, давал точные указания о производстве работ. В одном из документов, относящихся к истории формирования района, сказано: «…лес, намеченный господином декоратором Гонзагою и предназначенный в плане при торге объявленном, весь срубить, выкоренить равно и пенья давно срубленных деревьев, крашенные же деревья синей краскою те оставить островцами». Одновременно с такими распоряжениями Гонзаго разрабатывал многочисленные проекты отдельных участков с точными указаниями, что и как надо делать. Так, на одном из проектов имеются следующие примечания, поясняющие чертеж: «R – все белые места, под сей литерой стоящие, назначаются к вырубке. Q – все островки, под сей литерой стоящие, назначаются оставить. L – под сей литерой значится лес, который не помечен и остается по-прежнему». По собственному выражению Гонзаго, он «...с помощью своих хирургических операций сделал очаровательное пребывание в Павловске более здоровым и более приятным».
Пейзажи Белой березы решены исключительно средствами зеленых насаждений. Там нет архитектурных сооружений, скульптур, водоемов, нет даже выраженного рельефа. Весь эффект от восприятия Белой березы создается ритмом чередования открытых и закрытых пространств. Разнообразие пейзажей достигается путем создания групп различной величины и умелым размещением их в пространстве.
LD_Pavlovsksad09-2009-009
На границе Белой березы и Парадного поля расположен Розовый павильон. Вокруг него проложены садовые дорожки и разбит розарий. Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем роз, которые по ее велению привозились со всей Европы. В настоящее время на территории павильона существует коллекция различных сортов парковых роз из Франции, Германии и Прибалтики, которая насчитывает 260 кустов, отличающихся по фактуре и колерам.
Последний по времени возникновения район Павловского парка – Парадное поле.
LD_Pavlovsksad09-2009-010
Этот пейзажный район создавался по проекту Гонзаго на месте пустынного плаца. Он строится исключительно методом посадки. В первое десятилетие было намечено высадить около 60 000 различных деревьев и кустарников. Во второй половине XIX века производится посадка хвойных деревьев: пихты, лиственницы и в конце века – кедра. Широко применялась обсадка древесных групп сибирским дерном, побеги которого осенью краснеют и особенно эффектны на белом фоне зимнего пейзажа. Гонзаго искусно размещает группы деревьев различной конфигурации, состава пород и количества в группе и отдельно стоящих солитеров. По принципу композиции построения групп деревьев Парадное поле имеет сходство с Белой березой. Но в нем достигается наиболее богатый ассортимент древесных и кустарниковых пород, который может насчитывать 20 наименований. Благодаря этому пейзажи Парадного поля отличаются изысканностью силуэта, разнообразием окраски куртин в различные времена года, особенно весной и осенью; а в сочетании с луговыми просторами создается богатый многокрасочный пейзаж. Размеры Парадного поля таковы, что все эти изменения хорошо заметны.
Композиционный центр района – Розовопавильонный пруд изысканных очертаний, с островом в центре. Вокруг него проложены три кольца прогулочных дорожек, с которых открываются виды природы, созданные театральным декоратором. Сочетание извилистых дорожек с прекрасными ландшафтами и тихой заводью прудов придают пейзажам Парадного поля необыкновенное очарование.
Павловский парк обладает удивительным художественным воздействием. Различное построение объемно-пространственных композиций, в которых ведущая роль отведена насаждениям, создает ряд прекрасных картин русской северной природы. Один из создателей парка Гонзаго располагал деревья, как художник располагает на холсте краски. Особенно интересна его трактовка деревьев: он обращал особое внимание на их форму и цвет, на эффекты, которые производят посадки рядом разных пород деревьев. Он стремился выявить эти качества, сосредотачивая деревья и представляя их в с наилучшей точки обзора, вырубая одни и подсаживая другие, стремясь создать неожиданные эффекты светотени, живописные и разнообразные виды. Работа этого талантливого мастера превратила Павловский парк в один из лучших образцов пейзажного парка в Европе, сохранив, однако, все его своеобразие.

Статьи по теме