Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Новое в фискальной системе

Опубликовано в Бизнес-технологии , 10 Февраль 2021
2634

С 1 марта 2021 года в фискальной системе появятся изменения. Как это отразится в кассовом чеке флориста? Давайте разберемся.

И в это нам поможет Елена Черебаева, практикующий бизнес-консультант по развитию цветочного бизнеса, автор блога @flowersbiz

 

IMG 1000 Elena kontent 25-02-19

 

Для начала необходимо понять, что такое номенклатура в чеке и из чего она состоит. Поначалу может показаться, что с 1 февраля, согласно новым правилам, в чеке появится только один новый реквизит — название товара, работы, услуги (ТРУ). На самом деле их будет три, так как наименование, которое нужно указывать в чеке, включает три составляющие:

название ТРУ;
количество ТРУ;
цена за единицу ТРУ.

 

Каким должно быть наименование ТРУ

На сегодняшний день нет единого справочника наименований ТРУ. Зато есть несколько общих требований.
1. По наименованию один товар должен отличаться от другого. Это значит, что наименование должно быть написано на понятном покупателю языке. Наименование в виде кода или штрих-кода товара не допускается.
2. Ограничение по длине реквизита. Длина наименования не может превышать 128 символов — ровно столько помещается в фискальном чеке. В противном случае оно будет обрезаться при передаче в налоговую.
3. Если наименование превышает 128 символов, его можно сокращать. При этом покупатель должен иметь возможность разобраться, какой продукт вы имеете в виду.

 

Как сформировать наименование
На настоящий момент единого классификатора не существует, поэтому сотрудники налоговой службы дают предпринимателям лишь рекомендации. Основное требование к номенклатуре в 2021 году заключается в том, чтобы в кассовом чеке она была отражена в форме, понятной для всех. В некоторых случаях допускается обобщенное наименование. Слишком подробные сведения не обязательны, тем более что длина реквизита ограничена 128 знаками. Можно отталкиваться от нескольких документов, в зависимости оттого, производите ли вы товар сами или просто его продаете.
Если вы просто реализуете товар, то достаточно ориентироваться на полное наименование товара на этикетке от производителя (или товарной накладной, по которой вы вносите в программу поступление товара).
Если вы производите товар или оказываете услуги, то вопрос с наименованием нужно решать самостоятельно. В этом вам помогут справочники: «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПЭД)» и «Технический регламент Таможенного союза». В этих справочниках нет конкретных названий ТРУ, но есть названия групп товаров и услуг, которые помогут определиться, из каких слов должно состоять наименование.
Лучше начать с подробностей. Насколько детально вы хотите видеть продажи? Вариантов как минимум два:
1) Достаточно, например, сорта и количества. Тогда номенклатуру можно сжать до сорта (розы, гвоздики). Номенклатура будет небольшая.
2) Если хотите подробную статистику, тогда ассортимент расширяется до сотен или тысяч позиций (даже если характеристиками набирать, все равно будет много). Этот процесс оформления продажи будет долгим и трудоемким. В этом случае можно обратиться к специалистам, которые выгрузят номенклатуру из базы учета в онлайн-кассу, чтобы наименования товаров, услуг совпадали.
Ведущие бухгалтеры советуют вести учет и, соответственно, продажи цветов по позициям: «роза», «гербера» и т. д. и не заводить номенклатуру типа «Букет "Радость"». Просто делайте приход цветов от поставщика по накладной, а при продаже расписывайте, из чего букет состоял.
Если у вас есть автоматизированная программа 1С, вы вносите поступление товаров на основании накладной. Далее при составлении букета вы делаете в программе комплектацию букета (списываете все позиции, которые пошли на этот букет). Потом настраиваете выгрузку номенклатуры между программой учета и онлайн-кассой. У вас выгрузится номенклатура как при продаже, например: «Букет "Радость"» (роза, орхидея и другие составляющие компоненты, входящие в букет).
Еще один пример: возможно использование таких наименований товаров в кассовом чеке:
розы срезанные;
гвоздики срезанные;
орхидеи срезанные;
гладиолусы срезанные;
хризантемы срезанные;
семена однолетних цветочных культур;
семена двухлетних цветочных культур;
семена многолетних цветочных культур;
материалы растительные, используемые главным образом для плетения;
материалы растительные, используемые главным образом для набивки (например, капок, растительные волокна, морской взморник), в том числе в виде полотнищ на подложке из других материалов или без нее;
материалы растительные: растения живые; луковицы, клубнелуковицы и корневища; отводки и черенки; грибницы;
луковицы гиацинтов;
луковицы нарциссов;
луковицы тюльпанов;
клубнелуковицы гладиолусов;
корневища орхидей;
рассада цветов.

 

IMG 8852

 

Как дать название услуге
Здесь помимо тех же требований, которые предъявляются к товарам, действуют специфические правила.
1. Уникальная услуга должно иметь уникальное название. То есть покупатель по названию должен отличать одну услугу от другой. Длина названия не должна превышать 128 символов.
2. Если на момент оплаты услуги вы точно знаете объем и список услуг, которые будете предоставлять, то в чеке нужно отразить наименование конкретных услуг. А если нужно, то и их количество, цену за единицу.
3. Если на момент оплаты объем и список услуг невозможно определить (например, клиент оплачивает обучение за полгода, но еще нельзя сказать, какие конкретно услуги ему будут оказаны, чему его будут учить), то можно использовать общее наименование. Достаточно указать так: «оплата за обучение».

 

Предоплата или аванс.
К такой схеме оплаты прибегают, когда невозможно определить объем услуг и товаров, непонятно, какие услуги будут оказаны. Для правильной работы с авансами и предоплатами нужно формировать два чека.
Первый чек формируется, когда передаются деньги, то есть покупатель перечисляет аванс. Формируете первый чек с признаком расчета «аванс» и указываете сумму, принятую у клиента.
Когда передаете товары покупателю или оказываете услуги, то пробиваете второй чек с признаком расчета «полный расчет». В нем нужно указать весь перечень товаров или услуг, их количество, цену за единицу. Когда вносите сумму, полученную от покупателя, указываете, что часть суммы получена за счет аванса (указываете сумму из первого чека), и, если нужно, указываете, сколько покупатель доплатил.

 

Название товара в чеке возврата и чеке коррекции
В связи с новыми требованиями возникает вопрос: нужно ли указывать название товара в чеке возврата и чеке коррекции? Зависит от ситуации.
Если вам возвращают товар, то вы должны пробить чек возврата и указать в нем все возвращенные товары (наименование, количество, цена).
Если выпускаете чек коррекции, то названия товаров в нем указывать не нужно. Достаточно указать сумму, которую хотите скорректировать и ждать, когда чек поступит оператору фискальных данных (ОФД).

 

Штрафы за отсутствие наименования в чеке
Штраф за формирование чека без номенклатуры:
для должностных лиц — от 1 500 до 3 000 руб.;
для организаций — от 5 000 до 10 000 руб.
Помимо штрафов сформированный фискальный документ без наименования товара будет признан недействительным, и вам придется как-то урегулировать отношения с покупателем, потому что сделка, по сути, будет считаться расторгнутой.
Налоговая смотрит на реквизиты чека, поэтому будьте внимательны!


Кому не надо указывать название товара в чеке
С февраля 2021 года все, кто обязан применять ККТ (контрольно–кассовую технику), должны указывать название товара в чеке.
Те, кто не обязан применять ККТ, это правило могут не соблюдать. К ним относятся:
самозанятые (формируют чеки в приложении «Мой налог» и не указывают название товара и количество, а только вносят сумму);
те, кто осуществляет продажи на открытых рынках;
те, кто работает в удаленных областях.

 

Способы занесения номенклатуры в кассу
Зависят от количества товаров и услуг.
Ручной способ
Кому подходит: тем, кто торгует небольшим ассортиментом товаров или оказывает ограниченный набор услуг (до 500 наименований).
Как работает: товары или услуги заносятся вручную либо в умную кассу, либо в учетный сервис.
Откуда брать номенклатуру: можно опираться на наименование товара на этикетке, на справочники товаров, на здравый смысл.
Важно учесть: ручная работа трудоемкая, поэтому занесением товаров нужно начать заниматься заблаговременно.


Загрузка файлов с названиями на кассу или в учетную систему
Кому подходит: тем, кто работает с большим ассортиментом товаров (более 500 наименований).
Как работает и откуда брать номенклатуру: можно получить список товаров у бухгалтера, поставщиков или воспользоваться помощью умного сервиса.
Вполне возможно, что ваш бухгалтер ведет потоварный учет и из приходных документов заводит в бухгалтерскую систему названия товаров. Он может выгрузить файл с этими названиями. Вам остается только загрузить его в кассу или в учетный сервис.
Вы также можете обратиться к поставщикам. Попросите прислать прайсы товаров, которые заказываете. Загрузите эти файлы в учетную систему.


Заведение номенклатуры с помощью умного сервиса
Если вы пользуетесь умным сервисом, например «Контур.Маркетом», то всю информацию о наименованиях можно получить, отсканировав товар.
Как отсканировать товар в учетную систему
Подключите кассовый сканер к компьютеру или планшету, на котором работаете с «Контур.Маркетом», или воспользуйтесь приложением для смартфона «Контур.Сканер» и сканируйте с его помощью штрих-коды товара.

 

Какие кассы работают с номенклатурой
Все кассы делятся на три категории.
1. Кассы-моноблоки. Кассовая программа и принтер чека находятся в одном устройстве. При этом у кассовой программы есть личный кабинет, в котором можно заводить товары, либо это можно делать на самой кассе. Даже если сейчас вы не пользуетесь функцией создания товаров, она, скорее всего, есть в ваших кассах-моноблоках.
2. Кассовая программа и принтер чека с фискальным накопителем находятся на отдельных устройствах. В этом случае проверьте кассовую программу: дает ли она возможность заводить название товаров? насколько это удобно? Может оказаться, что в самой кассе заводить товары нельзя, но зато это можно делать в бэк-офисе, который связан с кассовой программой. Может случиться и так, что товары заводить нельзя ни в кассе, ни в бэк-офисе.
Если вы понимаете, что кассовое ПО не может работать с созданием товара или может, но очень неудобно, то вы можете заменить ПО на более подходящее. А затем подключить принтер чеков к новому кассовому ПО.
3. Касса-калькулятор. На таких кассах удобно указывать сумму чека, но они не предназначены для работы с номенклатурой. На них невозможно вручную завести названия товаров, но названия можно передать на кассу через бэк-офис.
При этом вы столкнетесь с некоторыми ограничениями. Даже такие простые действия, как поиск товара, указание цены и количества, станут для кассира проблематичными, если он будет работать с номенклатурой на кассе-калькуляторе.

 

Как сделать кассу-калькулятор удобной для работы с номенклатурой
Можно перевести ее в режим фискального регистратора, т. е. превратить просто кассу в ККТ. На подходящее для работы с номенклатурой устройство поставить кассовое ПО, в котором будет удобно работать с названиями товаров.
Если по какой-то причине вам не удастся перевести кассу-калькулятор в режим ККТ, вы можете найти сервис, который будет работать как бэк-офис для вашего калькулятора.
Еще один вариант: найдите поставщиков кассового оборудования и касс, которые меняют кассу-калькулятор на новое устройство, подходящее для работы с номенклатурой.

 

 

logo
Обучающие онлайн-программы по успешному открытию,
развитию и масштабированию цветочного бизнеса
https://www.instagram.com/flowersbiz
school@flowersbiz.ru
www.flowersbiz.ru

 

Статьи по теме