Итальянский город Санремо у одних ассоциируется с популярным фестивалем песни, у других — с лазурным морем и уютными старинными улочками, а у профессионалов цветочного рынка, несомненно, с выращиваемыми здесь уникальными цветами. Благодаря мягкому морскому климату в этом регионе Италии выращивание цветов традиционно является ключевой отраслью сельского хозяйства. Об особенностях цветов итальянского производства и их шествию по российским просторам мы беседуем со СтефаноДинштулером, основателем и генеральным директором компании PrimaflorSanremo, специалистом по экспорту срезанных цветов и декоративной зелени. PrimaflorSanremo вышла на российский рынок в 2000 году и сегодня является единственным поставщиком итальянских цветов в нашу страну.
Стефано, расскажите, пожалуйста, об ассортименте и особенностях цветов, поставляемых из Италии в Россию.
Цветы и декоративная зелень из Санремо обладает некоторыми специфическими характеристиками в основном благодаря тому, что большинство из них выращивается в открытом грунте. За счет этого цветы из Санремо крепче и устойчивее, а также имеют более насыщенный аромат и цвет по сравнению с тепличными цветами. Кроме того, Ривьера богата эндемиками, произрастающими только в этой области, такими как узколистный рускус, мимоза (культивированная, поэтому более крупная, чем та, к которой привыкли в России), дрок (или гениста) и другими. Мы специализируемся на типичной для Италиирастительности, выращивание которой не требует дополнительного оборудования, теплиц.
Основной объем экспорта из Италии в Россию приходится на ранункулюсы, это самые популярные цветы. Также мы поставляем анемоны, генисту, мимозу, антирринум, стрелитцию, маттиолу и другие цветы и зелень: эвкалипт, плющ, рускус, фитоспорум.
Мы фокусируемся на определенной части рынка, и не можем конкурировать, например, с рынком роз. Думаю, что на сто роз продается примерно один ранункулюс. Но это один из тех цветков, выращиваемых в Италии, который приносит нам основную прибыль, и на данный момент никто не может конкурировать с нами в этом сегменте. Наши цветы привносят весну в Россию!
Сколько длится сезон выращивания цветов в Италии?
Все, к сожалению, зависит от погоды, от количества света, ведь 90 % цветов выращиваются на открытом воздухе. В целом климат Санремо идеально подходит для цветов. Мы можем выращивать их и зимой, когда температура стоит умеренная: не слишком жарко и не слишком холодно. Но, к примеру, в этом году в феврале у нас шли сильные дожди, которые нанесли большой ущерб цветам. Обычно сезон длится с ноября по май (для ранункулюсов, генисты, мимозы). Летом, когда очень жарко, мы выращиваем только зелень.
Каковы объемы поставок итальянских цветов в Россию? В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика российского рынка цветов?
По нашим оценкам, на долю цветов и зелени из Италии приходится около 5 % от общего объема импорта в Россию. В наших планах увеличить данный показатель. С этой целью мы и проводим презентации наших цветов. Российский рынок цветов уникален, он не похож на остальные европейские рынки. Здесь много цветов покупают в подарок. Например, в Германии мы продаем небольшие цветы с короткими стеблями по низкой цене. Но в России такой товар не востребован. Мне кажется, российский рынок чем-то схож с итальянским, где популярностью пользуются крупные яркие цветы, производящие впечатление, которыми можно удивить.
Вы упомянули презентации итальянских цветов, которые PrimaflorSanremo проводит в России. Расскажите об этом подробнее.
С целью продвижения итальянских цветов и ознакомления с ними российских флористов, мы вместе с ведущими итальянскими флористами гастролируем по городам России, представляя итальянские цветы, показывая особенности работы с ними, демонстрируя определенные техники.
Подобные мероприятия мы начали проводить в 2004 году и устраивали их ежегодно вплоть до 2010 года. После, к сожалению, грянул кризис, мы были вынуждены снизить бюджеты на продвижение. Однако в этом году мы продолжили эту традицию, проведя мастер-классы в Казани и Новосибирске.
Надо сказать, что организовывать подобные мероприятия в России — достаточно дорогое удовольствие. Мы привлекаем итальянских флористов высокого класса: никто не продемонстрирует достоинства наших цветов лучше, чем специалисты из Италии, которые хорошо знакомы с продукцией, техниками и наилучшим образом могут рассказать российским флористам, как изготавливать композиции из наших цветов. Они в курсе вопросов, которые обычно интересуют флористов: цена, стойкость цветов, особенности, условия выращивания и так далее. Считаю, что это полезные мероприятия, которые помогают образовывать флористов: например, на показе в Новосибирске 90 % присутствующих даже не знали, что такое гениста.
Стефано, к какому ценовому сегменту можно отнести итальянские цветы? Какова сфера их применения?
Наши цветы можно отнести к высокому ценовому сегменту, потому что высока стоимость производства и доставки, по сравнению, скажем, с Африкой. Мы позиционируем цветы из Италии в основном как цветы для эксклюзивной флористики: композиций для оформления интерьера, мероприятий, создания свадебных букетов, праздничных аранжировок. Эта продукция не для продажи в цветочных киосках. Исключение составляют мимоза и декоративная зелень, остальные цветы — это премиальный сегмент.
Каковы особенности логистики, есть ли прямые поставки цветов в Москву?
Наши цветы нельзя транспортировать самолетом, так как они сильно повреждаются, поэтому мы вынуждены возить продукцию в фурах. PrimaflorSanremo— компания — экспортер итальянских цветов с центром дистрибьюции в Санремо, где мы собираем необходимый объем от различных производителей для поставки (не менее палеты). При наличии больших объемов заказов (например, когда собирается крупная поставка к 8 Марта и другим «цветочным» праздникам) мы можем организовать прямые поставки из Санремо в Москву на фурах, минуя Амстердам.
Стефано, каковы, на Ваш взгляд, перспективы российского цветочного рынка?
Думаю, что это один из немногих цветочных рынков в мире, имеющий потенциал к росту, особенно в том, что касается итальянских цветов. Для нас Россия — последняя земля обетованная. (Смеется.) Мы продаем цветы почти во все крупнейшие страны мира, от США до Японии, но в них я не вижу будущего, не вижу развития: на этих рынках наблюдается упадок, снижение продаж. Сейчас, если сравнивать прошлым, мы поставляем туда смешные объемы. Единственное будущее для развития компании, которое я вижу, это работа на российском рынке и, может быть, в некоторых странах бывшего СССР, например в Казахстане.
Я начинал когда-то с незначительного объема поставок — трех коробок мимозы, а в прошлом году продажи компании составили 6 000 коробок. Успех приходит постепенно, шаг за шагом.
На российском рынке еще многое предстоит сделать. В свое время я открыл для российского рынка итальянские цветы. Сейчас в России существует устойчивый спрос на цветы из Италии. Наша компания поставляет продукцию крупнейшим российским оптовикам, в числе которых «Азалия», «Старлайт», «Бизнес-Букет».
Расскажите о планах компании PrimaflorSanremo в России?
В наши планы входит продвижение итальянских цветов, чтобы как можно больше российских флористов узнали о них, о возможностях их использования во флористике. Мы постоянно запускаем новые проекты по продвижению. Так, с 2014 года мы начинаем сотрудничество с представительством компании Premier&Bleinheim в Москве, предлагая новые решения по продаже итальянских цветов, сосредоточившись на премиальном сегменте. Если сравнивать с высокой модой, то итальянские цветы — это уровень известных брендов, таких, например, как Dolce&Gabbana и Gucci. Мы стараемся быть на вершине рынка, это и есть наши цели и задачи.В партнерстве с компанией P&BPrimaflorтакжезапускает в России программу контроля качества поставки цветов от производителей из Италии до российских флористов, делая акцент на качественной логистике.
Мы также будем продвигать итальянскую мимозу к 8 Марта (в Италии в этот день также отмечается праздник, когда принято дарить женщинам исключительно мимозу).
Стефано, есть ли у Вас любимые цветы?
Больше всего я люблю мимозу. Это никак не связано с бизнесом, это просто мой вкус. Если я хочу поставить цветы у себя дома или сделать подарок, я всегда беру мимозу. Не люблю розы, я устал от них: их слишком легко купить, легко подарить, но в них нет ничего от моей личности, а я не люблю быть похожим на других.