Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Зачем вам бизнес?

Опубликовано в Бизнес-технологии , 18 Март 2019
1080

Добрый день, дорогие читатели журнала «Цветы»! Вот и отгремели мартовские праздники. Уверен, этот период был насыщенным и неоднозначным. С одной стороны, большие выручки, много клиентов. Много приятных отзывов, бесконечное ощущение движения в работе. А с другой стороны — множество минусов. Гости бывают неадекватными, поставки задерживаются, клиенты теряются, доставки происходят с опозданием или по неверному адресу. И в один далеко не прекрасный день сам собой возникает вопрос: «Зачем мне все это?».

Действительно, зачем нам бизнес? Чего мы от него хотим? Что рассчитываем получить? Давайте порассуждаем.

BT-032019-02

Наша семья «в цветах» довольно давно, как только появилась возможность получать товары из-за границы. Видели, как зарождался цветочный бизнес. Когда-то на всю Россию было всего четыре оптовика. Все друг друга знали. Мы видели, как развивался цветочный рынок, как появлялись первые крупные цветочные сети и элитные (по-настоящему) салоны. Ларьки и «средние» магазины стали уступать место более специализированным точкам розничных продаж. Затем появились первые cash&carry. Начала серьезно развиваться флористика в нашей стране. С новыми возможностями стали появляться и новые типы цветочников. Их мотивация, их ответ на вопрос «Зачем вам бизнес?» сосем не такие, как у традиционных «цветочных» предпринимателей. Предлагаю сегодня обсудить и первых, и вторых.

Изначально цветочник 90-х — это хозяин нескольких палаток, которые торговали максимально стандартным ассортиментом. Никаких флористических изысков. Спираль — круглый букет — попышнее. Со временем такие палатки выросли в магазины. Менялись методы продаж, ассортимент и способы привлечения клиента. Незыблемо было одно: главная идея таких магазинов — зарабатывание денег. Думаю, таким собственникам по большому счету безразлично, как именно зарабатывать деньги: можно открыть салон цветов, а можно — маникюрный салон. Такие люди будут менять ассортимент, обучать флористов, ремонтировать помещение и вводить систему учета, только если это увеличит отдачу от бизнеса. Творчество в салоне присутствует, но в строго отведенном для негоместе. Собственники отталкиваются от потребностей клиента, и это приносит им результат. Подобные магазины существуют и поныне. Внешне они могут выглядеть весьма респектабельно и преподносить себя как элитные, но суть их осталась прежней. Впрочем, вряд ли их за это можно осуждать.BT-032019-01

Постепенно в России сформировалась другая категория розничных торговцев. Это люди тонкой душевной организации. Они очень восприимчивы и достаточно экспрессивны. Им нравится процесс флористической жизни. Они постоянно посещают курсы в различных флористических школах, учатся у известных флористов. Любят называть себя визуалами, а потому готовы объехать три-четыре оптовых базы в городе, чтобы выбрать самый качественный цветок. Они ведут «Инстаграм» не для того, чтобы привлекать клиентов. Для таких цветочников социальные сети в первую очередь место, где они выставляют свои работы, соревнуясь в мастерстве с другими такими же флористами. В салоне милый беспорядок. Такая категория людей любит все взваливать на себя.

Для этого типа предпринимателей характерна одна черта: они ценят процессы — работы в салоне, создания букета, закупки цветов, обучения флористике — выше результата. Для них это кайф! Можно ли их в этом винить? Думаю, нет. Это их стиль жизни.

Не стоит объяснять, что первый тип розничных торговцев зарабатывает значительно больше, чем второй. А еще первый тип внедряет новые идеи, которые принесут им новую прибыль. Даже если это нудно, неинтересно и приходится наступать на горло своей песне. Первые ценят результат — деньги. Вторые — процесс, движение. Первые счастливы, потому что зарабатывают, вторые — от того, что их работа — это их хобби. Они получают удовольствие от процесса, даже когда работают по 11 часов в день и уходят домой выжатые как лимон.

Однако периодически «движушники» начинают задаваться вопросом: «Почему я так мало зарабатываю?» И обращаются к консультантам, то есть к нам. А итог всегда один. Пока мы проходим теорию — все хорошо. Как только касаемся вопросов, связанных с эффективностью бизнеса, введением бизнес-процессов и упорядочиванием рабочего графика, «движушники» отказываются от сотрудничества. Почему? Потому что такие изменения затрагивают основной смысл их работы — приносящий удовольствие процесс. Мы объясняем, что это неэффективно — объезжать три-четыре оптовых центра и тратить на это целый день. Брать цветок с воды от «модного» оптовика, у которогоберут все девочки, — неэффективно. Проходить однодневные мастер-классы — тоже неэффективно. И так далее.

Понятно, что мы описали две крайности. Но поверьте нашему опыту: в последнее время размежевание этих двух категорий усиливается. А значит, нужно понять, кто вы. Люди редко переходят из одной категории в другую. Но только признайтесь себе честно. И примите последствия. Вас пьянит процесс работы, движение, идея творчества и последовательность создания потрясающих композиций? Тогда много денег, организованная работа, налаженные бизнес-процессы — это не про вас. Так или иначе, но вы сами будете отвергать все попытки упорядочить и структурировать ваш бизнес, потому что это ограничит вашу свободу творчества.BT-032019-03

А теперь небольшой тест. Представьте, что вы работаете на себя, в салоне вы одна (один). Вам звонит подруга Ника и просит помочь с оформлением грандиозной свадьбы. Практически бесплатно, потому что девочка, которая должна была работать, заболела. Дело происходит в 10 утра. Вы поедете? Если да — вы «движушник». Если нет — вы их тех, кто зарабатывает.

Удачи вам в вашем творчестве!

Статьи по теме