Добрый день, дорогие читатели журнала «Цветы»! Вот и отгремели мартовские праздники. Уверен, этот период был насыщенным и неоднозначным. С одной стороны, большие выручки, много клиентов. Много приятных отзывов, бесконечное ощущение движения в работе. А с другой стороны — множество минусов. Гости бывают неадекватными, поставки задерживаются, клиенты теряются, доставки происходят с опозданием или по неверному адресу. И в один далеко не прекрасный день сам собой возникает вопрос: «Зачем мне все это?».
Действительно, зачем нам бизнес? Чего мы от него хотим? Что рассчитываем получить? Давайте порассуждаем.
Наша семья «в цветах» довольно давно, как только появилась возможность получать товары из-за границы. Видели, как зарождался цветочный бизнес. Когда-то на всю Россию было всего четыре оптовика. Все друг друга знали. Мы видели, как развивался цветочный рынок, как появлялись первые крупные цветочные сети и элитные (по-настоящему) салоны. Ларьки и «средние» магазины стали уступать место более специализированным точкам розничных продаж. Затем появились первые cash&carry. Начала серьезно развиваться флористика в нашей стране. С новыми возможностями стали появляться и новые типы цветочников. Их мотивация, их ответ на вопрос «Зачем вам бизнес?» сосем не такие, как у традиционных «цветочных» предпринимателей. Предлагаю сегодня обсудить и первых, и вторых.
Изначально цветочник 90-х — это хозяин нескольких палаток, которые торговали максимально стандартным ассортиментом. Никаких флористических изысков. Спираль — круглый букет — попышнее. Со временем такие палатки выросли в магазины. Менялись методы продаж, ассортимент и способы привлечения клиента. Незыблемо было одно: главная идея таких магазинов — зарабатывание денег. Думаю, таким собственникам по большому счету безразлично, как именно зарабатывать деньги: можно открыть салон цветов, а можно — маникюрный салон. Такие люди будут менять ассортимент, обучать флористов, ремонтировать помещение и вводить систему учета, только если это увеличит отдачу от бизнеса. Творчество в салоне присутствует, но в строго отведенном для негоместе. Собственники отталкиваются от потребностей клиента, и это приносит им результат. Подобные магазины существуют и поныне. Внешне они могут выглядеть весьма респектабельно и преподносить себя как элитные, но суть их осталась прежней. Впрочем, вряд ли их за это можно осуждать.
Постепенно в России сформировалась другая категория розничных торговцев. Это люди тонкой душевной организации. Они очень восприимчивы и достаточно экспрессивны. Им нравится процесс флористической жизни. Они постоянно посещают курсы в различных флористических школах, учатся у известных флористов. Любят называть себя визуалами, а потому готовы объехать три-четыре оптовых базы в городе, чтобы выбрать самый качественный цветок. Они ведут «Инстаграм» не для того, чтобы привлекать клиентов. Для таких цветочников социальные сети в первую очередь место, где они выставляют свои работы, соревнуясь в мастерстве с другими такими же флористами. В салоне милый беспорядок. Такая категория людей любит все взваливать на себя.
Для этого типа предпринимателей характерна одна черта: они ценят процессы — работы в салоне, создания букета, закупки цветов, обучения флористике — выше результата. Для них это кайф! Можно ли их в этом винить? Думаю, нет. Это их стиль жизни.
Не стоит объяснять, что первый тип розничных торговцев зарабатывает значительно больше, чем второй. А еще первый тип внедряет новые идеи, которые принесут им новую прибыль. Даже если это нудно, неинтересно и приходится наступать на горло своей песне. Первые ценят результат — деньги. Вторые — процесс, движение. Первые счастливы, потому что зарабатывают, вторые — от того, что их работа — это их хобби. Они получают удовольствие от процесса, даже когда работают по 11 часов в день и уходят домой выжатые как лимон.
Однако периодически «движушники» начинают задаваться вопросом: «Почему я так мало зарабатываю?» И обращаются к консультантам, то есть к нам. А итог всегда один. Пока мы проходим теорию — все хорошо. Как только касаемся вопросов, связанных с эффективностью бизнеса, введением бизнес-процессов и упорядочиванием рабочего графика, «движушники» отказываются от сотрудничества. Почему? Потому что такие изменения затрагивают основной смысл их работы — приносящий удовольствие процесс. Мы объясняем, что это неэффективно — объезжать три-четыре оптовых центра и тратить на это целый день. Брать цветок с воды от «модного» оптовика, у которогоберут все девочки, — неэффективно. Проходить однодневные мастер-классы — тоже неэффективно. И так далее.
Понятно, что мы описали две крайности. Но поверьте нашему опыту: в последнее время размежевание этих двух категорий усиливается. А значит, нужно понять, кто вы. Люди редко переходят из одной категории в другую. Но только признайтесь себе честно. И примите последствия. Вас пьянит процесс работы, движение, идея творчества и последовательность создания потрясающих композиций? Тогда много денег, организованная работа, налаженные бизнес-процессы — это не про вас. Так или иначе, но вы сами будете отвергать все попытки упорядочить и структурировать ваш бизнес, потому что это ограничит вашу свободу творчества.
А теперь небольшой тест. Представьте, что вы работаете на себя, в салоне вы одна (один). Вам звонит подруга Ника и просит помочь с оформлением грандиозной свадьбы. Практически бесплатно, потому что девочка, которая должна была работать, заболела. Дело происходит в 10 утра. Вы поедете? Если да — вы «движушник». Если нет — вы их тех, кто зарабатывает.
Удачи вам в вашем творчестве!