5–7 июня 2020 года в польском Катовице в пространстве футуристичного комплекса Международного конгресс-центра пройдет крупнейшее соревнование профессиональных флористов — чемпионат Европы Europa Cup. Россию на этом престижном конкурсе представит член Национальной Гильдии Флористов, призер чемпионатов России 2013, 2014 и 2017 годов, чемпион России 2018 года Андрей Калашников (Астрахань).
Андрей — владелец собственного цветочного бизнеса с более чем 10-летним опытом работы, окончил двухгодичный курс «флорист-дизайнер» и курс «мастер-флорист» в московской школе «Николь». На каждом конкурсе мастер заявлял о себе как о флористе с четко выраженным брутальным стилем и яркой индивидуальностью
С Андреем Калашниковым мы встретились в его альма-матер — школе флористики «Николь». Здесь он тренирует молодое поколение флористов, готовит к профессиональным конкурсам. Андрей поделился своей неординарной историей, взглядом на профессию и жизненные ценности.
Андрей, расскажите, как Вы пришли в профессию?
Если честно, то точной даты не могу назвать, когда это произошло. Как-то привел Бог меня... Андрей Калашников 15 лет назад и нынешний — это разные люди. По образованию я спортивный тренер, учитель физкультуры. Успел даже на нефтяном заводе поработать.
Все началось в 90-е, когда все искали возможности заработать. Мои родственники были связаны в то время с цветами. Но это очень отдаленная параллель. Позже, когда познакомился с будущей тещей, помогал ей с цветами на рынке. Наверно, так и втянулся. Будущая жена иногда даже обижалась, что я приходил на свидание не к ней, а к ее маме. Тогда мы начали делать первые посадки тюльпанов, лилий, роз... Со временем открыли собственный цветочный магазин, и моя жена первая поехала в «Николь» учиться флористике. Съездила, а потом меня отправила (я тогда еще и на заводе работал). Так что у нас семейный бизнес: пока я в Москве, жена всем заведует, даже в смену выходит.
Дети помогают?
Сынок в таком возрасте, когда ему все интересно. Собирает букетики на радость маме с папой, дарит их бабушке. А дочка еще совсем маленькая, ей два года.
Кого из флористов Вы считаете своими учителями? Кто оказал наибольшее влияние на Ваше творчество?
Флористике я нигде, кроме как в школе «Николь», не учился. Я и букет свой первый здесь собрал по большому счету. А повлияли... Марина и Алексей Булатовы, другие преподаватели школы, преподаватели мастерского курса — Питер Хесс, Грегор Лерш. Они заложили огромную базу знаний. В школе преподавали все основоположники современной флористики, а у «первоисточников» всегда учиться лучше. Наверно, мне повезло, что я был просто владельцем магазина цветов, ничего не знал и начал с нуля. Сейчас такие потоки информации, что очень тяжело настроиться на какую-то одну волну. Информационное поле очень велико, и я рад, что попал в «Николь».
Андрей, а где Вы ищете вдохновение для своих работ?
Вдохновение везде вокруг. Оно приходит даже тогда, когда его не ждут. Где-то что-то всплывает. Человеческий мозг ведь работает, как флешка: выдает нужную информацию в нужный момент.
Есть ли у Вас любимые цветы и материалы?
Люблю природные материалы. С ними интересно работать, обрабатывать, представлять в новом виде. А вот любимых цветов нет. Иногда, когда в салоне поставка, разглядываю пришедшие цветы, радуюсь их свежести, интересной расцветке или форме, обращаю внимание на новые сорта. Но предпочтения ни одному не отдаю. Бывает фаворит на месяц: вот запал в душу какой-то цветок! Но потом приходят другие. Мир флоры безграничен.
Что Вы думаете о сочетании творчества и коммерции в работе флориста?
Мне кажется, их не надо отделять друг от друга. Зачем? Они взаимосвязаны. Результат нашего дела один: букет, композиция или любая другая работа должны оказаться в руках клиента. По-другому никак. Профессия у нас — ремесленная. Булочник же не печет булки только на выставку! Такого не бывает в природе. Блюда даже супершеф-повара в итоге съедаются обычными посетителями ресторана. Также и у нас.
Все очень просто: не бывает коммерции без творчества и творчества без коммерции. В каждой флористической работе, какую ни возьми, присутствует элемент творчества. Ведь творчество — это созидание чего-либо. Все наши усилия по улучшению коммерческой деятельности не могут быть только на словах, одними аккаунтами в соцсетях. По одним картинкам тебя не поймут. Тот, кто просто поставил лайк твоему фото, не твой клиент, а просто человек, которому понравился букет. Он отметил и пошел дальше, переключился на что-то еще. Клиенту нужна не виртуальная работа, а настоящая.
Какую самую необычную работу Вы сделали на продажу?
Не знаю, может, только в нашей стране дизайнерская флористика выведена на уровень необычности. На самом деле все, что люди называют высокой флористикой, — это все обычные вещи, которые уже лет 15–20 делают флористы во всем мире. Такого нет, что кто-то что-что изобрел, сделал из ряда вон выходящее. Единственное, что можно предложить, это какую-то новую подачу техник, плюс-минус новые формы, цветовые сочетания, контрасты. Если человек это воспринимает, то хорошо. Если нет — тоже. Кого-то чем-то шокировать — задачи нет. Можно оказаться смешным. Столько уже всего сказано, изучено и сделано, что мне кажется: единственная задача для современного флориста — это остаться флористом. Сейчас так быстро бежит время, что очень легко выпасть из профессии. Вместо флориста оказаться декоратором, например. Или вовсе зайти очень далеко. Таких примеров много. Флористы становятся дизайнерами одежды, помещений, разных интерьерных штук, еще чего-то.
Бывают нестандартные ситуации при оформлениях. Ты все распланировал, час икс наступил. И вдруг: того нет, этого нет! Начинаешь выкручиваться. Хорошо, если заказчик более-менее лояльный, а то история может закончиться весьма печально. Все же хотят получить картинку: что обещал, то, пожалуйста, сделай. Но этим и интересна наша профессия. Профессионализм — это поведение флориста в нестандартных ситуациях, умение варьировать и комбинировать. В этом флористика, а не в том, чтобы приехать на семинар в роли учителя, где все проходит гладко и ровно, все материалы поставили вовремя, ассистентов миллион. Ты все по полочкам разложил, дипломы выдал, все тебя любят... А когда нет цветов, все в последний момент срывается!.. Вот тут и начинает работать флорист. А возможности безграничные. Профессия охватывает много областей, и не только «рукодельных». Мозг тоже начинает по-другому работать. Очень интересная профессия, конечно.
Андрей, вспомните наиболее трудный момент в карьере, и то, как Вы с ним справились.
Наверное, моменты внутренних взаимоотношений в наших салонах. Когда из трех пришлось оставить один. Когда персонал не могли долго подобрать. Когда новых сотрудников еще не нашли, а те, кто оставались, начали уходить. Тяжело, когда вкладываешься в свое дело, устанавливаешь определенные порядки, правила, а в итоге не получается.
Такие моменты надо переждать. Продолжать работать. Самое главное — не роптать и не опускать руки. Начнешь слезы лить — все, конца этому не будет никогда. Надо двигаться вперед. Один этап закрывать, к следующему стремиться. Не просто так мы в этой профессии. Важно не изменять себе.
Наше поколение жизнь научила справляться с трудностями, ведь на 90-е пришлись юношеские годы. В трудные моменты дорогого стоит поддержка родителей и друзей.
Победа в чемпионате России изменила ли что-то в профессиональном и личностном плане?
Конечно, изменила. Я стал чемпионом. Это уже четвертый мой чемпионат, и он оказался успешным. Впервые я принял участие в чемпионате России в 2013 году, поехал просто ради интереса. Мечты победить не было.
А клиенты вашего салона знают, что Вы чемпион страны по флористике? Как встретили в родном городе после победы?
Знают. Первое время после победы все об этом говорили. Даже на местное телевидение приглашали. Но чтобы куда-то занесли на руках, начали качать — такого не было. (Смеется.) Клиенты знают, и этого достаточно. Не думаю, что эта информация интересна тем, кто этим не увлечен и кто не соприкасается с миром флористики и цветов.
Семья очень рада за меня. Сын был просто в восторге, для него это стимул. Они с женой с интересом смотрели прямые эфиры.
Что, на Ваш взгляд, дают профессиональные конкурсы флористу? Планируете ли участвовать дальше, выйти на международный уровень?
Я считаю, что участвовать нужно. Во-первых, это хорошая проверка себя. Во-вторых, это движение вперед, развитие. Жизнь идет, зачем же стоять на месте? Есть возможность — надо участвовать. Нет возможности — надо ее искать.
Планы участвовать дальше есть. Почему бы нет? Но планы — это теория. А на практике есть очень много других сторон — финансовых, вопросов занятости и прочих. Надо просто об этом хорошенько подумать. Не знаю, как дальше сложится. Это все интересно, конечно, но уровень другой, ответственности больше. Внутренний чемпионат и международный — не одно и то же.
Какими проектами Вы живете сейчас?
Мы открываем новый, второй, салон в Астрахани. У нас есть собственное замечательное помещение, в котором мы сейчас заканчиваем ремонт. Будет салон, удобно расположенный в городе, с мастерской, с подсобными помещениями, с торговым залом. Хотелось бы выйти на новую ступень в бизнесе, более творческую, с флористикой более высокого уровня.
А есть ли в регионе ценители флористики? Востребовано ли Ваше творчество?
Ценители есть. Конечно, вся наша работа в последнее время сводится к тому, чтобы зарабатывать деньги. Но с клиентами надо разговаривать. Будешь молчать, к тебе никто никогда не придет. Где-то пошутишь, где-то что-то расскажешь, объяснишь... Люди все понимают. К слову, участие в чемпионатах тоже сказывается. Клиенты начинают больше доверять.
Для чего тогда все это нужно, все эти сложные техники, годы обучения? Я уже, по-моему, лет восемь подряд учусь. Не для того же, чтобы себя потешить. Если знания и опыт не имеют применения, то какой смысл?! Быть непонятым художником? Это очень скучно. Мы делаем и довольно сложные букеты, и простые. Но в любом случае это определенный уровень флористики. Есть клиенты, которые один раз возьмут шикарный букет, а в другой день придут за миниатюрной композицией. Но они приходят. Если людям нравится дарить цветы, я думаю, все не зря.
Мы не жалуемся на какую-то закрытость, консервативность: мол, мы что-то сами по себе лепим... Однако стараемся не гнаться за разными модными тенденциям. Есть у нас флористика, еще не умерла! (Смеется.) Развивается. Единственное, мне кажется, порядка немножко не хватает на рынке, но это уже не от нас зависит...
Андрей, есть ли у Вас жизненное кредо, творческий принцип, которым Вы следуете в профессии и в жизни?
Может, я повторюсь. Быть верным себе, своей профессии. Если ты флорист, то оставайся им. Если надо работать — работай. Пришло время отдохнуть — отдыхай, а потом снова работай. Не стоит впадать в какие-то мечтания. Замечтаться можно надолго. Раз уж столько времени и сил потратил, чтобы стать флористом, то будь добр отработать, что тебе дано. Когда ты мечешься из профессии в профессию, то это уже больше увлечение. А я «прилип» к своему делу.
Андрей, какие качества Вы цените в людях больше всего?
Открытость, честность, упорство. Любовь к людям, к себе.
Чем увлекаетесь помимо флористики?
Люблю готовить. Очень интересное занятие, чем-то похожее на флористику. Мастерю что-то. Но это вынужденное хобби: мы живем в частном доме, часто требуется то прикрутить, то открутить, то придумать удобную вещь, чтобы не скользко на улице было. Разные практичные штучки.
А есть ли у Вас фирменное блюдо?
Я люблю простую пищу. Мясные, рыбные блюда, печеные и вареные овощи. Иногда готовлю блюда наших соседей — казахов и татар. Изысканных яств, с фуа-гра, конечно, не делаю, это не мое. (Смеется.
Что Вы хотели бы пожелать своим коллегам, читателям нашего журнала?
Творческого роста, но не в плане каких-то достижений, а с точки зрения самообразования, самоутверждения. Достижения высот. Понимания профессии. Надо все время идти вперед. Достиг одного уровня — иди дальше. Остальное все само придет. Еще не было такого, чтобы супер-флорист остался непризнанным гением. Каждому найдется свое место. Главное, к нему идти. И здоровья, конечно, сил побольше. Профессия наша такая, физически активная.
Фотограф: Екатерина Сандакова