Темы семинаров Грегора Лерша могут быть самыми разными, но каждое занятие отличается высокой информативностью и глубокой погруженностью в практику.
В марте этого года на трехдневном семинаре, прошедшем в Калининградской области, мэтр флористики сосредоточил внимание участников на проблеме, названной им «Концепция создания форм»; часть работ с этого события публиковалась в нашем журнале («Цветы», 2013, № 5).
Работы, имеющие форму круга, несут в себе определенную умиротворенность. Основа таких композиций — диск, его делают из картона, бумаги, любого легкого и прочного материала.
Диск оклеивается растительным материалом, который может длительное время сохранять свежесть. Если между элементами оклейки диска предполагается поместить что-либо (например, пробирки с цветами), то клеить надо рыхло. Если же между элементами ничего не надо закреплять — более плотно. «Ножка» — подставка для работы — должна быть ровной и прочной, чтобы выдержать вес композиции.
Форма — запечатленный образ, очертания предмета, его визуализированная сущность. Если произведение является концептуальным, форма помогает выразить идею.
В иных случаях форма вещи, сотворенной руками человека, должна быть максимально привлекательной, приятной, гармоничной.
Форма этой композиции задана вертикалью. Плоская рамка на «ножке» включает в себя жгуты, являющиеся объемными элементами. Каллы в пробирках повторяют линии жгутов. Благодаря объемным деталям возникает ассоциация с парусом.
Здесь представлена объемная работа, дополненная плоским элементом, — широкой лентой, сделанной из коры.
Основным направлением этой композиции также является вертикаль, которая построена благодаря гиппеаструмам, установленным в емкость с водой. Лента из коры — более крупный, мощный элемент, нежели сухая ветвь, но визуально обе детали уравновешиваются, композиция выглядит гармонично. Дополнительный баланс придают работе фритиллярия, веточка с листьями и стилграсс.
В отличие от предыдущих работ Грегора Лерша, эта композиция горизонтальна. Основная интрига заключается в том, что автор создал удивительное равновесие между двумя, казалось бы, совершенно неравнозначными частями композиции. Одна часть работы состоит из плотно нанизанных на проволоку сухих, легких листьев, а другая — из одного, но довольно массивного бревна. Удивительно, но баланс между тяжеловесным и почти невесомым материалами найден!
Использование в работе таких природных материалов, как сухие листья и бревно, делает композицию довольно грубой, рустикальной. Но благодаря белоснежным калам, их изысканности, композиция приобретает легкость и пластичность.
Работа, состоящая из сухих веток, мускари и эухарисов, как и предыдущая, обладает формой, подчиненной идее горизонтали. Неровные, искривленные ветки выстроены в ряд, эухарисы расположены на них под разными углами для придания равновесия конструкции.
Центром композиции выступают мускари, расположенные на блюде-подставке. В работе выдержаны пропорции, она привлекает своей простотой, и лаконизмом. Сочетание ласковых мускари, приветливых эухарисов с грубостью веток дарит ощущение баланса и гармонии.
Фотограф: Ксения Бершанская