Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы ВКонтакте Facebook Журнал Цветы Instagram Журнал Цветы Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №10/2020

октябрь 2020

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Серебро для России

Опубликовано в Флористика , 28 Январь 2020
690

Серебряную награду чемпионата мира Interflora World Cup 2019 получила российская участница Наталья Жижко. И это настоящий прорыв и самое обсуждаемое в цветочном мире событие. Мы встретились с Натальей и Татьяной Тридворновой в их теплой и уютной творческой мастерской. Просто зашли в гости, чтобы поздравить с грандиозной победой. И поговорили о разном. И с ними, и с Романом Штенгауэром, который в роли ассистента имел возможность наблюдать за всем процессом как изнутри, так и глазами обычного зрителя.

Flor012020-05

Про эмоции

Наталья Жижко: Сегодня, пересматривая фотографии, понимаю, что меня как будто разорвало от энергии позитивных эмоций. Эмоции были просто невероятные, мне хотелось хохотать, но чувства начали приходить не сразу, а были «подогреты» многочисленными искренними поздравлениями. Для творческого человека очень важно видеть искреннюю радость людей: ее сразу чувствуешь и понимаешь. Столько народу поддерживали, писали, желали победы, поздравляли... Было круто!Flor012020-03

Про атмосферу

Татьяна Тридворнова: На чемпионате царила очень дружеская атмосфера, мы все были как одна большая флористическая семья. На соревнование приехали 23 самых лучших, самых сильных флориста мира. Приехали, чтобы сделать наш мир немножко лучше и красивее. И это было главным.

Я всегда говорю, что цветы и музыка не требуют перевода. Когда начался парад флагов, все радовались встрече, поскольку многие были уже знакомы, поддерживали друг друга, желали успеха и победы. Доброжелательность ощущалась во всем, но особенно — когда выбирали 10 полуфиналистов. Все, кто не попал в десятку, остались, переживали, болели и поздравляли победителей.Flor012020-04

Про впечатления

Роман Штенгауэр: Чемпионат мира — мероприятие, безусловно, очень интересное. Жаль, что в этот раз он проходил на другом континенте, и мало у кого была возможность посетить его. Конкурс проходил в рамках цветочной выставки, зрителей было очень много, но далеко не все из них профессиональные флористы. Все они проявляли неподдельный интерес к работе конкурсантов и точно так же, как на чемпионате России и на любых региональных соревнованиях, докучали вопросами: «А что это за цветок?», «А можно ли купить?», «А что вы здесь делаете?». Чемпионат мира в целом похож на наши конкурсы, только степень ответственности и уровень участников значительно выше,  хотя бывают и «слабые звенья».

Пожалуй, самое большое впечатление на меня произвел режим конкурса. Очень жесткий регламент во всем. Шаг вправо, шаг влево — расстрел! Если в распорядке дня прописан обед и указано отведенное на него время, то конкурсанты  должны все бросить и идти обедать. Все равно в это время больше ничего нельзя делать. Это страшно раздражает, особенно если что-то не успеваешь подготовить к заданию.

Интересно было наблюдать в режиме онлайн за выполнением заданий на официальном сайте чемпионата. Всех ассистентов во время выполнения каждого задания закрывали в отдельной комнате и включали на экране телевизора прямую трансляцию. Мы следили за работой конкурсантов так же, как все, кто находился в России. А когда задание подходило к концу, нам вручали швабры, веники, тележки и мы дружной клининговой компанией ассистентов шли наводить порядок на месте выполнения конкурсных работ. Это было весело!Flor012020-02

Про самооценку

Н. Ж.: Сожаление, неудовлетворенность, обманутые ожидания — это не про меня! Результат, безусловно, важен, но самым главным для меня было и остается ощущение, что я довольна своими работами. Когда смотришь на свои работы и понимаешь, что на данный момент сделал свой максимум. Эксперименты, на которые я пошла, были серьезным риском, но я об этом не жалею. Я сделала на 100 % то, что хотела, и на 90 % это получилось. (Смеется.)

Довольна также сюрпризными работами: не растерялась, сконцентрировалась, грамотно распорядилась временем. Четко технически, как спортсмен, отработала всю дистанцию. Помимо положительных эмоций мне это добавило внутренней уверенности в себе.

Результат был и неожиданным, и ожидаемым, и долгожданным одновременно. Оценок до объявления финальных результатов мы не знали, но было ощущение, что все идет более чем нормально.

Про Наташины работы

Т. Т.: Наташины конкурсные работы все смелые, новаторские, интересные, виртуозные. Первое задание, посвященное архитектуре, было очень серьезно проработано на этапе подготовки. Наташа долго искала тему, пока не вдохновилась работами современного архитектора Сантьяго Калатравы. В итоге получилась сложная графичная инсталляция, в которой очень много Наташиного структурирования и владения материалом. Работа выглядела как корабль, что было очень символично. Конструкция статичная, но она как будто плывет.

Наташа всегда делает то, что ей нравится, и делает с огромным удовольствием, с кайфом. Она могла не идти на эксперименты, но рискнула и показала блестящий результат.

Наташина работа «Стол для двоих», на мой взгляд, была лучшей на чемпионате. Как зритель я смотрела и примеряла, за каким столом мне хотелось бы провести свой романтический вечер. И однозначно мой выбор был — «лимон». Мне понравились работы китайского и японского участников. Но как за ними сидеть? Стол для двоих должен быть не только красивым, но еще и функциональным. У Наташи было все: выбор цветов, правильные бокалы и даже пластинка желтого винила, символизирующая звуки музыки. Чудесная форма — нарезанный ломтиками лимон. А лимон и соль ассоциируются с текилой. И тончайший аромат цветущей яблони и стефанотиса! Тот самый случай, когда красота и гармония тебя опьяняют.

Задействованы все пять чувств, как того требовало задание. Этот уникальный стол я бы показывала в галерее современного искусства как цветочный перформанс.

И букет! Вам когда-нибудь дарили на день рождения букет, который получил высшую награду мирового первенства? А вот мне повезло. Свое выступление в первый день Наташа посвятила мне, а ее букет стал подарком на мой день рождения. И это наполнило невероятной любовью и гармонией мои сердце и душу.

Про трудности

Н. Ж.: Соревнование всегда сопряжено с неожиданностями, которые порой не имеют отношения к твоему творческому потенциалу. И очень важную роль играет стрессоустойчивость. Ведь можно проколоться на дурацких мелочах. Я очень рада, что не допустила глупых ошибок, за которые мне было бы обидно. А было хорошее настроение и творческий полет.

На вопрос одного американского издания «А как вы готовитесь к сюрпризным работам?» я ответила: «Я в этом состоянии живу и решаю подобные задачи каждый день. У меня очень хорошая стрессоустойчивость и ежедневная высокая сюрпризоразрешаемость».

Самая большая психологическая трудность состояла в том, что подготовка к соревнованиям происходила в условиях поиска финансирования. С одной стороны, ты не можешь не готовиться, но уверенности и финансового обеспечения нет. А делать все равно нужно. И нужно быть в состоянии творческого полета и не сломаться, когда не видишь свет в конце туннеля, когда каждый день испытываешь психологическое давление. Я очень благодарна за техническую поддержку Денису Соколову и Евгению Шулепину, которые разрабатывали конструкции, делали пробные образцы и корректировали их, не останавливая работу ни на минуту, несмотря ни на что. Также благодарю за помощь и участие в подготовке Романа Зарубина, Елену Николаеву, Зою Плотницкую и всех-всех-всех!

Когда вопрос с финансированием был решен, мы получили поддержку фестиваля «Московские сезоны» (проект правительства Москвы) и процесс начал набирать обороты, появилось ощущение, что времени критически мало. Как обычно: долго запрягаем — быстро едем! Время полетело! В январе, когда все остальные участники уже отправили свои конструкции в Филадельфию в собранном виде, я продолжала готовиться. Все конструкции финально должны были собираться на месте. Я заложила очень высокую планку технической сложности работ. Для меня визуальный и смысловой эффект всегда очень важен. Стол должен был стоять на одной точке, на 20 см оргстекла, элегантно, невесомо, сбалансированно. Даже минимальный перекос мог бы нарушить баланс. Любая трещина и все — катастрофа! И я искренне переживала за голландского флориста Ханса Зайлстру, у которого произошла настоящая трагедия с его столом.

Когда мои ребята-конструкторы разрабатывали чертежи, то говорили, что такая конструкция не будет стоять, а я говорила, что будет: надо только найти решение! Ощущение, что у всех уже все готово, а я все еще ищу оптимальный баланс, конечно, психологически поддавливало. А ведь впереди перевозка, таможня, мало ли что...

Про то, где взять цветы в Америке

Flor012020-06

 

Н. Ж.: Ответ на этот вопрос искали все участники. (Смеется.) Но теперь все точно знают, сколько они стоят. Это просто космос! У нас был заказ у официальных поставщиков чемпионата, которые обещали специальный лояльный ценник. И он действительно оказался специальным: с наценкой 300 %, процентом выполнения заказа 50 %, ужасным качеством и сортовым соответствием. Ты заказываешь белый антуриум, а присылают фиолетовый. И так далее... Казалось, самое простое, что нужно было решить для дизайнеров, это получить цветы по заказу. Но в итоге приходилось с этим разбираться самим. Поэтому, помимо официального заказа, самые сложные позиции мы заказывали в Нью-Йорке по космической цене. И еще в свободной продаже докупали. Для этого вставали в четыре утра, в семь были в Нью-Йорке, чтобы к двенадцати вернуться в Филадельфию. Эти «экскурсии» закончились у нас с Ромой пробитым колесом и пустым баком на трассе.

Про российскую команду

Н. Ж.: У нас собралась превосходная команда. Все настоящие профессионалы. Очень разные, и у каждого — своя «фишка». Каждый добавил свою фирменную историю, подключаясь в нужный момент. Мариюс Гвилдис очень много сделал по технической части. Создал такие вещи, которые просто «взорвали мозг». Например, цветочный штангенциркуль для измерения высоты и ширины работы. Когда я его вынесла, все просто упали в обморок! Чтобы удобнее было работать над букетом, он сделал зеркало на подставке. И еще — магнит на палочке, чтобы собирать проволочки с поверхности песка и вытаскивать их из воды.

Настя Шехерина и Вадим Казанский — мастера миниатюры. Им доверялась самая ювелирная работа, например, оклеивание каркаса для букета и изготовление тончайшего соломенного шпона.

Татьяна Тридворнова внесла в копилку нашей победы основной вклад: сделала все это возможным. Наше выступление на чемпионате поддержало московское правительство. Чудеса еще случаются!

Т. Т.: Да, наша команда была абсолютно звездной! Помимо блистательной Наташи еще три чемпиона России: Роман Штенгауэр, Вадим Казанский и Настя Шехерина. Мы собирали команду по принципу симфонического оркестра, в котором Наташа, зная сильные стороны каждого, была в роли дирижера. Кандидатура Романа Штенгауэра даже не обсуждалась. Наташа была его консультантом на чемпионате Европы. Давнишняя дружба.

Мариюс Гвилдис — наш серьезный технический эксперт. Изобретатель цветочного штангенциркуля, который не дал широкой душе Наташи выйти за рамки заданных размеров ни на сантиметр! Когда члены жюри выбирали полуфиналистов, то перемерили Наташину работу. И у них не было ни единого шанса обнаружить малейшую неточность.

Каждый из нас внес свой неповторимый вклад, свою ноту, свою музыку. Каждый «лил» свой уникальный опыт и профессионализм на мельницу победы. Отдавал самое лучшее. Шаг за шагом загружалась и закручивалась сильнейшая энергия творчества и дружбы. Но именно дирижер дает слаженность разнообразию человеческих умений. И наша симфония победы зазвучала триумфально!

Р.Ш.: Атмосфера в команде царила очень комфортная. Большинство же из Сибири! И вообще — собрались неслучайные люди. Мы неоднократно вместе участвовали в разных проектах. К тому же, именно Наталья предложила нам всем быть в ее команде. И она явно не пасьянс раскладывала на тех, кто поедет! (Смеется.) Она знала, кого берет, на что каждый способен. Важно понимать, что ты — часть команды, у которой есть определенная цель, и эта цель — не твоя личная. Себя, конечно, тоже нужно показать, но в этом случае надо демонстрировать свое умение работать вообще и в команде в частности, а не то, какой ты молодец. Мнение ассистента, любого члена команды очень важно. Но все-таки последнее слово должно быть за конкурсантом. А в идеале все должны быть на одной волне! Хотя были и сюрпризы. Но главное — результат, а он очень достойный.

Меня очень порадовали российские флористы, которые во время конкурса переживали так, как будто сами участвуют. Не спали ночами, следили онлайн за ходом событий, смотрели эфиры, пока крутили букеты к 8 Марта. Здорово, что стольким людям не безразлично, как выглядит Россия на мировой флористической арене. А Наталья показала это во всей красе, практически совершив подвиг!

Про ассистента

Н. Ж.: Это очень большая удача и счастье, когда с тобой рядом человек, в котором ты уверен на 200 %. Я всегда за все очень переживаю, мне важно все контролировать самой. Рома обеспечил мне тыл и уверенность, что все будет отлично. Конкурс — это в любом случае битва. И Рома бился вместе со мной как за себя, и я очень ему благодарна. Обычно я спрашиваю совета, просто чтобы поговорить. Слушаю, анализирую, но принимаю только ту часть, которая совпадает с моим внутренним решением. Рома обладает удивительной корректностью, он высказывает свое мнение, но не навязывает его, не настаивает и не обижается, если его не принимают. Он умеет перенастраиваться на то, что нужно тебе. И мы, два творческих человека, каждый со своим почерком, бежали в одном направлении, к одной цели, на одном дыхании. Ты только протягиваешь руку, а тебе в нее уже кладут нужный инструмент. Рома получил от меня голевую передачу и теперь должен «добить мяч» и привезти в Россию золото! И я буду ему в этом помогать. Ромка — очень крутой!

Про сложные моменты чемпионата

Н. Ж.: Для меня всегда самый тяжелый момент — это предстартовое ожидание, день накануне. Ты понимаешь, что уже ничего изменить нельзя. Ну все — поехали! Момент, когда все собирается, пакуется, ты проверяешь список еще раз, чтобы ничего не забыть. И тут подкатывает волнение, стоит в горле... Я очень благодарна Роману Штенгауэру, который сказал в тот день: «Тебе ничего контролировать не нужно, ты ложишься спать. Верь мне!». (Улыбается.) Тогда я поняла, что отдых сейчас важнее всего, потому что, начиная со 2 января, не было ни одного выходного дня, и уже давно настал перегруз... Проснувшись в пять утра, сделала кудри и была уже в приподнятом боевом настрое, как будто тумблер переключили. И с этого момента было только позитивное активное состояние.Flor012020-07

Про самый эмоциональный момент

Н. Ж.: Для меня самым сложным в эмоциональном отношении был выход из десятки. Первые три работы мы делали в очень напряженном темпе. Все стадии подготовки были регламентированы, но иногда не очень логично и обосновано. Заезд происходил в один день с подготовкой, и на него было дано времени больше, чем нужно. У нас осталось свободных полтора часа, но никому не разрешили раскрыть коробки. Потом ланч и еще 45 минут пустого ожидания. Зато после этого у нас уже не было ни минуты, все начали просто бегать, каждая секунда была на счету! Основной задачей стало успеть почистить цветы, потому что нельзя было это сделать заранее. Это был конкурс чистильщиков цветов и разгрузчиков. Всю работу мы делали с Ромой вдвоем, в очень жестком временном режиме.

Утром за полтора часа нужно было почистить порядка 400 стеблей, долить воду, все протереть и еще перевезти снизу наверх (ассистенты работали на первом этаже, конкурсанты — на втором).

Мы переходим к четвертому заданию — сюрпризной работе. Нам выдают набор инструментов компании Smithers-Oasis: можно использовать только эти инструменты. Из своих — лишь ножницы и нож. Но у каждого мастера есть профильный инструмент, которым он делает большую часть работы. У меня это кусачки. Они такие же размерные, как перчатки. А нам выдали кусачки не по руке. Каждый флорист пришел в жюри с одним и тем же вопросом: можно ли взять свой базовый инструмент? Члены жюри взяли паузу, и в итоге нам разрешили взять только свой нож. Мы даже провели поющую забастовку под девизом All you need is knife («Все, что тебе нужно, только нож»).

Не своими инструментами работать некомфортно. Пока приноровишься: один не режет, второй не кусает, третьим не подлезть. Я стала крутить проволоку руками, все ногти до подушечек истерзала! Конечно, внутреннее состояние отражается на работе, поэтому результатами этой работы я была немного расстроена. Появились сомнения и претензии — к дизайну, к самой себе, к ситуации.

А еще ведущий Пер Бенжамин добавил пикантности при объявлении десятки. У него был листочек, где мое имя стояло первым (это, правда, не имело отношения к оценкам). Но он начал вызывать всех в случайном порядке. Когда он дошел до седьмого номера, я была уже в обмороке!

Т. Т.: Выбор полуфиналистов — самый драматический момент соревнований. В это время ты не знаешь, как кто выступил, вернее, не знаешь оценок жюри. А все участники очень сильные. Все могло сложиться как угодно, выбывание без объяснения причин. Но я была уверена, что плохо просто не может быть. Даже квантовые физики уже научно доказали, что получаешь всегда только то, чего ждешь.

Наташа справлялась со всеми заданиями очень хорошо, была в позитивном настроении, хотя это было непросто. Никто не едет на чемпионат просто поучаствовать. Каждый мечтает о победе. Может быть, это нескромно, но у меня были надежда и уверенность. И все произошло победоносно, звезды нам благоволили. Ведь чудеса еще случаются! Особенно с теми, кто в них верит и творит своими руками.Flor012020-08

Про полуфинал

Н. Ж.: Последний день начался на позитивной волне, на подъеме. Я — очень критично относящийся к себе человек, но осталась довольна пятым «сюрпризом» — деревом. Мой совет: очень важно не уходить от своего стиля. В любой непонятной ситуации следуй себе. Дизайн работы должен быть тебе близок и понятен. Ты должен быть уверен в том, что делаешь и что это красиво. (Смеется.) Допускать сомнения неконструктивно и просто запрещено, ведь это начало падения.

Я отработала этот «сюрприз» хорошо, поскольку успела сделать эскиз работы в тот момент, когда нас строили на выход с флагами. Попросила листочек бумаги, карандаш в информационном окне выставки и нарисовала эскиз, композиционный план работы по расстановке и сбалансированности групп материалов. В первый раз. И оказалось, что это прекрасно работает. Советую всем: это приводит в сознание.

Про финал

Н.Ж.: Внутренне ощущение, что попаду в пятерку, было. И вот последний «сюрприз»: всего 45 минут на сцене перед огромным залом. Волнение просто захлестнуло. Сначала даже запаниковала, немного растерялась. Флористы работают рядом, и ты видишь, что они делают. Это лишняя информация. Все схватили оазис с шарами. У меня одна мысль: делать как все или не делать как все?! Первые пять минут я работала, не очень понимая, что и как. Однако потом собралась и сказала себе: «Стоп, Наташа. Что ты делаешь? Где твой план? Прошло уже семь минут. Нужно успокоиться, собраться». Беру ножницы, срезаю все, что уже сделала. Беру пробирки, три вида зелени и цветы. Пятнадцать минут на конструкцию. Десять минут на цветы. Пять минут на наливку и проверку. Внешние раздражители отсекла. Сконцентрировалась на работе, включился внутренний хронометр. Готово! Потом уже можно было расслабиться. Мы собрались около сцены и начали друг друга поздравлять с финишем.

А дальше — все как в замедленной съемке. Вот неожиданно на сцену пошел Тамаш Мезёфи... Началось объявление победителей. Я не верила, что мне дадут первое место. Или серебро или вылетела. И тут объявляют меня: серебро!

Я очень самокритична и всегда хочу чего-то большего. Но в тот момент у меня не было ощущения недовольства: «А ведь могло быть первое место, могла бы и получше выступить!». Было только ощущение и вкус огромной радости и победы. Это было прекрасно!

Т. Т.: Чтобы оказаться в тройке призеров, Наташе нужно было выступить лучше других в несколько раз. Наташа очень достойный участник, настоящее украшение чемпионата. И единственная женщина в финале.

Буквально за секунду до объявления результатов я поняла, что мы не взяли флаг. И закричала: «Быстро несите флаг, сейчас Наташу объявят!» Была просто уверена. Первая эмоция — огромная и всеобъемлющая радость. Флаги любимой России развевались на сцене в руках Наташи и Романа. Все было прекрасно, все удалось. Это серебро чемпионата мира для нас и для всей России! Я рада и горда.Flor012020-09

Про работы других участников

Н. Ж.: До окончания четвертого задания я не ходила смотреть работы других конкурсантов. Не хотела. Видела только работы соседей — флористов из Франции и Кореи. Но после того как четвертое задание было выполнено, пошла. Мне сразу стало понятно, у кого сильные работы, кто основные игроки.

Меня больше всего поражает, удивляет и восхищает простота и смелость быть простым, чего я обычно себе не могу позволить. Делать красиво — не сложно, не вычурно, не инновационно. Просто красиво. Меня поразил букет шведской флористки — огромный, воздушный, легкий.

Сюрпризные работы все расставляют по своим местам и показывают уровень профессионализма. Азиатские флористы пока не научились хорошо делать «сюрпризы». Это не тот материал, с которым они работают каждый день. В пятерку из Азии не попал никто. Японский и корейский флористы — филигранные мастера, но когда они получили «сюрпризный набор», это их выбило из претендентов на победу.

Мне было очень интересно увидеть, как другие дизайнеры найдут философию совмещения гармонии архитектуры и цветов. Как они решат это? И теперь я знаю ответ: никак. Оказывается, над заданиями думать не обязательно.

Также и раскрытие пяти человеческих чувств в оформлении стола. Как выразить вкус и звук в дизайне, как активировать осязание и обоняние: не ставить же фрукты на стол — это так просто и прямолинейно! Как выразить все это через образы, чувства и ассоциации? Как показала практика, настолько глубокий подход к разработке дизайна — это какая-то национальная особенность. У русских все-таки очень богатое воображение и повышенная чувствительность.

Т. Т.: Наблюдая за работой участников, мы видели, как на глазах каждый раз рождаются произведения цветочного искусства. Нельзя сказать, что все выступили одинаково ровно. Потрясающий букет сделала шведский дизайнер Софи Даниэльссон. Мы все в него влюбились! Понравилась архитектурная работа китайского флориста: казалось, ее раздувает ветер. Безукоризненную архитектурную работу продемонстрировал японец. Интересно, что все три домашние работы участников из Азии были на высочайшем уровне, а вот их сюрпризные задания... Сложилось впечатление, что эти работы делали разные люди. Произвольная программа оказалась для них просто неподъемной.

Если честно, то никто особо не стремился к новизне. Скорее, все старались делать работы аккуратно, чтобы не терять баллы.

Что касается чемпиона Барта Хассама, то, когда я увидела список участников, даже еще не читая информацию о них, почему-то сразу выделила для себя именно его... Хотя мое сердце тронули конкурсные работы Наташи.

Про чемпиона

Н. Ж.: Не могу обойти персону чемпиона мира Барта Хассама. Безусловно и безапелляционно: он на 100 % выдающийся дизайнер, обладающий филигранным почерком, своим стилем, утонченностью. Его работы выглядят очень стильно. И я на 99 % была уверена, когда только подавала заявку на соревнование, что он будет первым. Но что немножечко сбило меня и мои впечатления от его конкурсных работ: он может сделать круче. Мне не хватило эмоций, хотелось увидеть его работу и задохнуться от впечатлений... Барт — очень хороший мастер, не гениальный (для меня таким может быть только Лерш). Он получил свою награду за заслуги в области флористического искусства. Поздравляю его с заслуженной наградой!

Flor012020-10Про эксперименты

Н. Ж.: Вопрос «экспериментировать или нет, рисковать или нет» для меня не стоит на повестке жизни. Я буду это делать, надеюсь, всегда. Это то, что я люблю. Повышать для себя планку, уровень сложности задач. Очень многие дизайнеры на конкурсных выступлениях в силу того, что однотипный дизайн на стенде смотрится более гармонично, делают не отдельные конкурсные работы, а оформление стенда. Но, на мой взгляд, ты этим обкрадываешь зрителя, показываешь свой стиль, но узкопрофильный, теряешь во впечатлениях, ограничиваешь себя. А мне хотелось сделать разные работы, которые не совмещаются между собой. Каждой нужно отдельное место. Мне было бы нетрудно сделать архитектурную работу в «сложно-воздушном» стиле. Но я решила, что архитектура — это будет графика. Четкость линий.

Думала, как совместить архитектурную конструкцию и цветы. Ведь цветы не поддаются повиновению. Как найти гармонию и баланс между этими двумя несовместимыми вещами? И как показать чистоту архитектуры, чтобы растительный материал доминировал, а архитектура читалась? Мой ответ: это сочетать нельзя. Цветочный дизайн может быть только репликой, впечатлением. Идея моей концепции — это гармония, баланс во всем: оптический, физический, баланс между фактурами и линиями... И все это, чтобы достичь гармонии.

В качестве идеального источника вдохновения я выбрала творчество испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Его вантовые мосты, балансирующие на единственной точке опоры, как балерина, стоящая на пуанте... Воплощение гармонии, достигнутой оптическим и математически спроектированным реальным балансом. Выглядит невероятно!

В моей работе вантовая опора моста никак с цветами не соприкасается: цветы вокруг нее, но ее не касаются. Они могут сочетаться движением, цветом, динамикой, настроением. Но они не могут быть «прилеплены» друг к другу.

Когда идея зародилась, то шансов отступить назад нет. Ты заболеваешь этой идеей. Стрелу (так мы назвали вантовую опору между собой) мне переделывали три раза, искали пропорцию, рисунок. Для меня было важно, в каком месте и как идет ее перегиб. И когда Ахти Лира подошел ко мне на чемпионате и спросил: «Наташа, это ведь закат?», то я готова была его расцеловать. Меня поняли, идея читается! Но я была почти уверена, что с этой идеей не найду массового понимания, все-таки она очень экспериментальна. У меня есть вопросы к самой себе по поводу этой работы, и я продолжаю искать на них ответы. Именно в этом для меня главная ее ценность, и я ею так увлечена, что, конечно, 14-я позиция за это задание меня расстроила... Но я не унываю!

Про Грегора Лерша

Н. Ж.: Я очень благодарна Грегору Лершу. За несколько дней до чемпионата он опубликовал на своей странице в «Инстаграме», что скоро старт грандиозного события, многие участники которого — его ученики. И пожелал всем удачи. Но главное, что сказал маэстро: «Не надо забывать, что жизнь дольше, чем соревнование. И когда настанет 4 марта, все останутся теми же людьми, независимо от результатов. Соревнование — это чувства, отношения, эмоции. Ваши работы говорят гораздо больше, чем официальный титул».

Я считаю, что на этом чемпионате победил Грегор Лерш. Барт Хассам, я, Стефан Трибе — мы все его ученики. И тенденцию, вектор развития отрасли на ближайшие несколько лет задаст пятерка лидеров. На них будут ориентироваться, изучать их работы. Сегодня победил натуральный ботанический стиль в работе с цветами — воздушный, контрастный, с линиями, с движением, с асимметричным характером — то, чему учит нас Грегор Лерш. А развитие дизайна уже пойдет за вектором. И я очень рада, что именно так сформировался авангард. Так что поехали!Flor012020-11

Про планы

Т. Т.: Следующий шаг — провести чемпионат мира по флористике Interflora World Cup в России. Нам есть что показать. Как эксперт с большим опытом, могу сказать, что Москва обладает огромным ресурсом, чтобы принять этот конкурс: Манеж, Гостиный Двор, Зарядье. А какой цветочный спектакль можно показать в Большом театре! Красавица Москва — лучшее место на земле для цветочного конкурса мирового уровня!

Очень надеюсь, что эта победа даст новый толчок развитию флористической индустрии. Все флористы воодушевлены, мы получили очень много поздравлений, и не только от коллег, но и от первых лиц Москвы — лично Сергея Семёновича Собянина и Марии Захаровой. Нужно показать высокую флористику широкой публике, сделать ее более доступной для людей. Мы это умеем делать, мы применим наши знания и опыт, чтобы гармонизировать мир, сделать его лучше и красивее. Когда люди улыбаются — это настоящее счастье. Желаем всем любви и процветания! И до новых цветочных встреч!

Это победа и грандиозный прорыв российской флористики. Мы в вас верили. Спасибо вам!

Фотографы: Александр Ноздрин, Вера Оспан. Видео: Михаил Харламов

Материал опубликован в журнале «Цветы» (№05/2019).

Номер можно приобрести в интернет-магазине floristmag.ru в печатном и цифровом формате

https://floristmag.ru/flowersmagazine/may_2019/

 

Статьи по теме

Krokus2020-250 х100