Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Штеф Адрианссенс

Опубликовано в Флористика , 14 Ноябрь 2012
14406
ShtefAn-11_2007-00Наша беседа со Штефом Адрианссенсом состоялась в один из тех осенних дней, когда все еще напоминает о лете и природа радует нас яркими красками опадающей листвы, но уже чувствуется – зима не за горами. Такова и флористика Штефа Адрианссенса – настолько близкая к природе, что порой сложно понять, где заканчивается флористический дизайн и начинается естественный ландшафт.
Штеф, расскажи, пожалуйста, нашим читателям о себе. Как и когда ты решил стать флористом?
ShtefAn-11_2007-05
Я родился 25 апреля 1963 года в городе Бирсе, неподалеку от Антверпена, в семье флористов. У моих родителей была традиционная, если не сказать старомодная, цветочная мастерская, и примерно лет с 12-ти я начал помогать своим родителям в работе с цветами. Могу точно сказать, что уже в том возрасте красота цветов покорила меня. Примерно тогда же со мной произошел случай, который, пожалуй, предопределил мою судьбу: я составил несколько букетов, которые мой отец выставил в витрине. Удивительно, но они пользовались таким успехом, что отец выдал их за свои работы! В тот момент я начал осознавать, что могу действительно чего-то добиться, работая с цветами.
Родители одобрили твое стремление продолжить династию?
Мои родители советовали мне выбрать другой путь, хотя я мечтал получить степень мастера флористики. «Ты слишком умен, чтобы быть флористом и провести всю жизнь, делая букеты», – говорили они мне, настаивая на «достойном» образовании. Будучи хорошим сыном, я сделал так, как они просили, и поступил в университет на факультет прикладной экономики. Что я могу сказать? Меня хватило на три года, и все это время я чувствовал себя абсолютно несчастным, проводя большую часть дня за столом, штудируя труды по экономике и математическому анализу. А мне так хотелось быть поближе к природе, дать выход тем мыслям и чувствам, которые накопились у меня! Так или иначе, после долгих споров и ссор с моими домашними я бросил университет. Родители смирились с этим, но в отместку запретили мне работать в нашей цветочной мастерской. Если я бросаю учебу, значит, я уже достаточно взрослый, чтобы позаботиться о себе сам, считали они.
И ты отправился в свободное плавание…
В 21 год мне предстояло начать взрослую жизнь с чистого листа, но я был счастлив, потому что занимался тем, о чем мечтал. Я не имел права на ошибку, так как был очень ограничен в средствах. Я арендовал небольшой фургон и начал создавать флористические композиции из сухоцветов. Такие работы сохранялись в течение длительного времени, и у меня была возможность разъезжать по цветочным магазинам, предлагая приобрести мои композиции. Дела пошли неплохо, и примерно через год я смог купить помещение в городе Льер. Там я и моя подруга Катриен (на которой я, кстати, женился годом позже) открыли цветочный магазин 1 августа 1985 года. Несмотря на то, что зачастую наши взгляды на флористику расходились, магазинчик пользовался успехом. Кстати, моя цветочная мастерская по сей день находится в том самом помещении в Льере.
ShtefAn-11_2007-04
Но ты не остановился на достигнутом, не так ли?
Через некоторое время моя жена убедила меня пойти на курсы известного мастера Даниэля Оста. Я был просто ошеломлен тем, как он работает с цветами, но – удивительно! – большинство студентов не разделяли моего мнения. Курсы были направлены на составление совершенно некоммерческих композиций, зачастую мы занимались созданием одной или двух работ в течение всего дня. Для некоторых студентов это было явно не то, к чему они стремились, но только не для меня! Именно Ост научил меня основам флористической аранжировки и познакомил с огромным разнообразием техник работы с цветами. Когда курсы закончились, мои отношения с Даниэлем были уже очень теплыми; я без колебаний решил продолжить обучение у этого великого мастера. А потом возникла наша рабочая группа под названием Alluvium. Мы поставили цель –  раздвигать границы привычного флористического дизайна, создавая очень необычные, современные работы.
Принимал ли ты – и твоя супруга – участие в каких–либо профессиональных состязаниях? Каковы ваши впечатления?
Да. Чтобы заработать репутацию, мы с женой решили принять участие в  чемпионате Бельгии по флористике. Мне удалось занять первые места почти во всех категориях, но судьи сняли много баллов, за, по их мнению, несоблюдение технических требований при создании свадебного букета. Я считаю, это было не совсем справедливо. В итоге – второе место и упущенный шанс на поездку на чемпионат мира в Японию. Но это лишь пробудило в нас некую спортивную злость и азарт: мы принимали участие и  побеждали во многих состязаниях, хотя, будучи молодыми, делали много ошибок, которых избежали бы сейчас. Мы также не были застрахованы от предвзятости судей на различных соревнованиях и конкурсах. Мне кажется, если бы я написал книгу об интригах и подковерных играх, происходящих на конкурсах, мне бы просто не поверили. А я много раз был свидетелем такого рода вещей,  мне было обидно за себя и своих коллег по цеху, которые месяцами готовятся к чемпионатам, тратят при этом довольно большие средства и – становятся жертвами манипуляций со стороны недобросовестных членов жюри.
Что же вы противопоставили нечестному судейству?
Мы просто перестали участвовать во всех состязаниях. Вместо этого мы решили сотрудничать с известными европейскими флористическими изданиями, что несомненно способствовало нашей известности. Начали поступать звонки от представителей различных компаний и журналов с предложениями организовать семинары, шоу-показы… Мне также предложили прочесть курс лекций о «высокой» флористике для начинающих. Так я узнал радость работы с учениками.
Ты говорил о Даниэле Осте как о своем учителе и проводнике в мире флористики. Можешь ли ты назвать еще несколько имен флористов, работы которых тебе импонируют или близки по духу?
Даниэль Ост для меня на первом месте. То, как он использует восточную технику в западных по духу флористических работах, просто поразительно. С одной стороны, он вдохновляется работами старых японских мастеров, с другой – европейских ландшафтных архитекторов. Это дает ему возможность создавать изумительные, зачастую авангардные работы, от которых просто захватывает дух. Однако не стоит забывать, что Даниэль –  скорее исключение, чем правило. Он может себе позволить заниматься только дизайном, иметь команду помощников и целые недели посвящать той или иной композиции. Но я преклоняюсь перед этим человеком, ведь он один из немногих, если не единственный, кто может создавать абсолютно разные по стилю работы, начиная от совершенных барочных композиций и заканчивая абстрактными минималистичными структурами. Это как раз то, что пытаюсь делать я сам: как можно больше разнообразия, как можно больше непредсказуемости. Мне также очень нравится стиль Николь Вон (вон) Болетцки, кажущаяся простота ее работ, хотя за ней стоят часы упорного труда.
К сожалению, говоря о многих признанных мастерах, я могу отметить такой отрицательный момент, как узнаваемость их работ. Печально, но многие популярные флористы занимаются обычным самокопированием, что, на мой взгляд, в нашей профессии неприемлемо.
ShtefAn-11_2007-03
Что ты думаешь о ситуации с флористическим дизайном в Бельгии и во всем мире?
Я думаю, что мы действительно находимся на первом месте в мире, просто бельгийцы по натуре чересчур скромны для того, чтобы покинуть свой город и громко заявить о себе, как, например, делают голландские флористы (смеется). А если серьезно, то бельгийские флористы сейчас действительно очень высоко поднимают планку профессионального мастерства. Каждый раз, будучи за границей, я заново осознаю этот факт. На каком-либо показе я смотрю на работу и думаю: «Да, это хорошо, но мы придумали это еще  двадцать лет назад». Да, сегодня Бельгия – своеобразная колыбель мировой флористики.
Говоря о тенденциях вообще, смею утверждать, что эпоха минимализма уходит в прошлое. Элементы роскоши, разнообразные детали, аксессуары вновь актуальны. Жизнь человека коротка, и нужно успеть насладиться роскошью.
Многие известные мастера с сожалением отмечают, что профессиональный уровень флористов становится ниже с каждым годом, негативно сказываясь на развитии флористики в целом. Каково твое мнение?
Да, к сожалению, я вынужден признать, что эволюция флористики движется не совсем в правильном направлении. Путешествуя по Западной Европе, я не могу отделаться от ощущения того, что флористические стандарты опускаются все ниже год от года. Молодые флористы стремятся затратить как можно меньше времени и сил на создание той или иной работы, объясняя это своей точкой зрения или своим ощущением флористики. Медленно, но верно обесцениваются основы нашей профессии. Десять лет назад был задан очень высокий уровень мастерства, и все мы старались до него дотянуться, у нас были идеалы и примеры для подражания, такие как Даниэль Ост. Сегодня же образцом для молодежи становятся коммерческие флористы, чья основная заслуга –  умение продавать воздух.
Во многих флористических школах студенты работают все с меньшим количеством цветов, создавая остроумные композиции, но мало кто может составить  элементарный букет – просто потому, что нет достаточных для этого знаний. Даже в известных флористических школах качество преподавания снижается, и, к сожалению, это происходит не только в Бельгии. Одновременно я хочу отметить большой скачок в развитии флористики в странах Восточной Европы, России и Корее. Флористы из этих стран уже наступают нам на пятки!
Штеф, что ты думаешь о трендах? Как к ним должен относиться флорист?
Мое мнение о трендах исключительно негативное. Мне кажется, мир трендов сегодня строится на обычной манипуляции сознанием людей. Трендов так много, что к моменту, когда представляется один, другой практически готов к запуску. Люди устают от этой гонки. Я стараюсь быть современным без какого бы то ни было использования трендов,  я хочу, чтобы мои работы были вне времени. Я хочу быть уверен, что если взгляну на них через 5–10 лет, то увижу в них то же волшебство, что и сейчас.
ShtefAn-11_2007-01
Что, по твоему мнению, может подвигнуть флориста на создание действительно творческой, искренней работы?
Когда композиции идут от сердца, в них нет места для тенденций или веяний моды, все завязано исключительно на чувствах. Неважно, позитивные или негативные эти эмоции, главное – что они есть, и они дают толчок к созданию композиции.
Я провожу много времени во флористической мастерской, где я создаю букеты для своих клиентов, и чем лучше я знаю характер покупателя, тем лучше будут «гармонировать» мой букет и заказчик. Каждая такая работа – определенный вызов, ведь передо мной стоит непростая задача сделать так, чтобы ни один из моих, скажем, свадебных букетов не был похож на предыдущий.
Мне очень нравится принимать участие в крупных проектах просто потому, что такая деятельность требует эмоционального напряжения, а я считаю: если я чувствую, значит, я живу. К тому же крупные проекты подразумевают определенную подготовку, обдумывание того, что я собираюсь сделать. А я очень люблю держать все под контролем.
Какие чувства ты испытываешь, создавая ту или иную композицию?
Всегда – очень сильные. Это может быть и полный экстаз, и тяжелая депрессия. В любом из этих чувств есть необходимая энергия, которая придает мне силы для создания композиций. И еще очень важен момент вызова. Так, если кто-то говорит мне, что выполнение этой работы невозможно, я примусь за нее, чтобы доказать себе и всему миру, что это не так.
Ты говоришь о том, что флористика построена на чувствах, эмоциях, и к ней нельзя относиться исключительно как к бизнесу. Как же тебе удается сочетать «высокий» флористический дизайн и коммерческую сторону дела?
Хороший вопрос. Последние несколько лет мне становится все сложнее объединять эти две вещи, потому что в большинстве случаев они прямо противоположны. Трудно создавать коммерческие композиции, которые в то же время были бы и креативными. Но опять же, я люблю принимать вызовы. Мы с женой начали с того, что в витрине нашего магазина отвели особое место под некоммерческие работы. Клиенты могли видеть, что мы умеем на самом деле. Стоимость таких работ была существенно выше. Потребовалось некоторое время, чтобы приучить покупателей к этим авангардным творениям, но мы добились своего: эти работы стали пользоваться популярностью. Их заказывают для особых мероприятий; половина витрины теперь занята именно некоммерческими работами. Еще один немаловажный момент: клиенты знают, куда пойти, если они хотят получить что-то необычное. И вот мое резюме: пробуйте, обучайте покупателей и развивайтесь сами.
Что бы ты мог назвать своими главными достижениями в жизни?
По определению, достижения – это всегда реализация того, что ты задумал некоторое время назад. На мой взгляд, все зависит от того, через что тебе пришлось пройти для выполнения той или иной задачи. Ты можешь выиграть конкурс среди откровенно слабых соперников – даст ли это тебе хоть что-то? Или ты можешь занять третье место в соревновании флористов мирового уровня, и это будет толчком к твоему развитию.
Впрочем, я не большой любитель рассуждать о своих достижениях. Флористический дизайн создан не для того, чтобы выяснять кто в нем лучший. Он должен показывать красоту цветка, его уникальность и хрупкость. И для меня нет большей награды, чем возможность ежедневно прикасаться к этому чуду природы, быть причастным к магии создания флористической композиции.
ShtefAn-11_2007-02
Знаком ли ты с российской флористикой? Что ты думаешь о своих коллегах по профессии из нашей страны?
Русские флористы, которых я встречал на показах и демонстрациях, – исключительные люди. Их тяга к знаниям, желание учиться, постоянно узнавать что-то новое поистине впечатляют. Я не сомневаюсь, что флористы из России в скором времени будут занимать первые места на международных конкурсах, это просто дело времени. Мне бы очень хотелось посетить Россию не только в качестве туриста, но и как преподавателю флористического мастерства. Я вижу огромную жажду знаний со стороны российских флористов, а с моей стороны есть большое желание передать им свой опыт, поэтому я уверен в нашей скорой встрече.

Статьи по теме