Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы ВКонтакте Facebook Журнал Цветы Instagram Журнал Цветы Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №03/2021

март 2021

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Первая любовь - любовь навсегда!

Опубликовано в Крупный план , 05 Февраль 2013
7780
Мода на садовые цветы приходит по-разному. Чаще всего новая культура обживает наши сердца и цветники неспешно, словно догадывается, что садоводство — удел терпеливых и верных своему призванию, тех, кому требуется время, чтобы полюбить, но чья любовь постоянна.
Roza_KP-02_2010_01
 
Тем интереснее и удивительнее исключения из этого правила: виды и сорта растений, овладевшие нашими фантазиями стремительно, полюбившиеся миллионам цветоводов с первого взгляда. В каждой из историй такого успеха есть что-то невероятное, противоречащее самому укладу той «тихой гавани», какой является мир садоводства, цветов и цветочного бизнеса, мир, где мы укрываемся сами или прячем свои лучшие воспоминания от суетливого течения времени. И, наверное, самое яркое открытие последних десятилетий — ностальгическая роза.
Roza_KP-02_2010_02
Это явление — феномен, вы не найдете ему четкого объяснения. Казалось бы, ни одно из свойств, необходимых растению, чтобы стать популярной декоративной культурой, не выражено у ностальгической розы в такой степени, чтобы назвать ее выдающейся. Нигде и ни в чем она не является «самой». Не самая оригинальная, не самая легкая для выращивания в саду, не самая выгодная для владельцев оранжерей и теплиц, поставляющих срезанные растения для букетов, не самая разрекламированная и не самая… впрочем, достаточно. Все это — сущие пустяки, о которых вы просто не думаете, когда берете в руки ее тяжелый и ароматный цветок, плотно свернутый из множества тончайших лепестков. В этой розе есть магия: удивительная способность обращать мысли к тому, о чем хотелось бы думать, переносить вас туда, где вам хотелось бы находиться, превращать каждого из нас в принца или принцессу из сказки со счастливым концом.
 
Roza_KP-02_2010_09
Цветок памяти, цветок желания, цветок мечты… Знаете, что в этом растении главное? Глубокое, личное, идущее «от сердца к сердцу» переживание, заложенное в нем первым селекционером и передающееся по цепочке между людьми во всем мире. Все говорят, что селекция — искусство, но не многие понимают, насколько противоречиво это утверждение. Селекционеру необходима способность к многолетнему тяжелому труду, преодолению  неудач и отчаяния, а человеку искусства — артистизм, утонченность, чувствительность. Эти цветы, чей волнующий образ сначала рожден художником, а затем воплощен вместо художественного произведения в реальности, — пример почти невозможного, плод «материализации чувственных идей».
 
Roza_KP-02_2010_04
Ностальгическая (романтическая, английская) роза — понятие, не зафиксированное в систематике роз, что, впрочем, не мешает большинству любителей роз им пользоваться и понимать друг друга. Термин имеет двойственную природу, он указывает отчасти на происхождение цветка, но, в большей степени, на его стиль.
 
Происхождение
 
Рассказ об истории происхождения ностальгических роз следует начать, пожалуй, издалека. Примерно в середине XIX века, в 1867 году, в селекции роз произошла революция: была получена первая чайногибридная роза. Казалось бы, в ней воплотились все мечты розоводов об идеальном растении: устойчивость в культуре, повторное цветение и многочисленные варианты окраски, наблюдаемые у ее потомства. Впервые любители роз получили эти качества не по отдельности, а в сочетании, и новые сорта принялись завоевывать мир, а розы старых садовых групп были практически вытеснены с рынка, сохранив за собой место лишь в «бабушкиных» садах и коллекциях. Это событие нашло отражение в общепринятой сегодня классификации: многочисленные садовые группы, полученные до Чайногибридных, объединены в понятии «старые розы», и сегодня ими редко кто занимается. Остальные относятся к современным садовым розам, это практически все наиболее известные группы: не только Чайногибридные, но и Полиантовые, Флорибунда и  другие.
 
Roza_KP-02_2010_03
Наверное, первым обладателям современных роз они казались верхом совершенства, но прошли десятилетия, и утраченное стало напоминать о себе щемящей тоской. Даже если у вас нет сада, принадлежавшего вашей семье с XIX века, где могли бы сохраниться старые сорта роз, вы и тогда можете понять, о чем идет речь, если просто сравните современные розы, в изобилии представленные в любой цветочной палатке, и цветы со старинных живописных полотен. Определенно, старые цветы обладают особой притягательностью и шармом. Что же касается европейских садоводов, знакомых со старинными сортами не понаслышке, то у них поводов для ностальгии было еще больше: во-первых, они помнят, что «бабушкины» розы обладали в куда более сильными, богатыми и разнообразными ароматами, чем теперешние, а во-вторых, это розы их детства, напоминание о счастливом времени жизни.

 

Возвращение старой розы в «большой» мир, похоже, было лишь делом времени, и показательно, что честь сделать это принадлежит не какому-нибудь старинному розоводческому дому с вековой историей, а сыну простого фермера, Дэвиду Остину. Сегодня он пользуется славой и авторитетом, а в середине XX века, возможно, казался романтиком и сумасбродом, вздумавшим играть по своим правилам на рынке, где хозяевами были в то время маститые династии. Сын Дэвида, Дэвид Остин младший, так рассказывает о начале этой истории: «Мой отец всегда называл запах «второй половиной красоты» роз. В пятидесятых он обратил внимание на то, что современные сорта, не обладающие ароматом, утрачивают значительную часть своего обаяния и неповторимого характера. Он решил добиться сочетания прославленной формы цветка и аромата, свойственных старинным розам, с повторным цветением и широкой цветовой гаммой современных сортов. Другие селекционеры говорили ему, что это невозможно, и уверяли, что старинные розы в любом случае садоводам уже не интересны, но, к счастью, он их не слушал».
 
Roza_KP-02_2010_07
Остин использовал сорта старинных групп и скрещивал их с современными, чтобы добиться желаемого результата. Его первый сорт, выведенный в начале шестидесятых, ‘Constance Spry’, еще отличался однократным цветением. Лишь спустя 20 лет после выхода в свет этой новинки к селекционеру пришел настоящий успех: повторно цветущий ‘Graham Thomas’ произвел настоящий фурор и, можно сказать, сделал Остина популярным. Кропотливая работа дала свои результаты: новые сорта в духе старинных становились все более модными, и теперь уже многие селекционные фирмы взялись за их выведение. Жаль, что у этого стиля садовых роз так и не появилось общего, понятного всем названия. Остин озаглавил свою селекционную линию «английские розы», и, поскольку он является единственным правообладателем этой марки, другие питомники стали называть свои похожие коллекции по-своему: у одних это «ностальгические розы», у других — «романтика».
 
Портрет красавицы
 
Ностальгическая роза — не новая садовая группа, несмотря на соблазн так думать, а скорее стиль или, может быть, «жанр» селекции. Само существование этого понятия показывает, как тонка грань между наукой, бизнесом и искусством, если говорить о выведении новых сортов роз. Отличает эти розы от прочих только производимое ими художественное впечатление, но не такие фундаментальные биологические особенности, которые давали бы повод выделить их в самостоятельную группу.
 
Ностальгический цветок — это как бы воссозданный по памяти, идеализированный портрет старинной розы. Остин, будучи первопроходцем, не ставил себе цели в точности реконструировать старые сорта, ведь ему нужно было получить один четкий, узнаваемый образ, скорее, собирательный, чем документальный. В то же время настоящие старинные розы слишком разнообразны, чтобы подвести их под общее описание, поэтому в качестве эталона для подражания им были взяты не все, а только их наиболее распространенные черты, такие, как чашевидная или розеточная форма цветка — густомахрового, около 100—140 лепестков, и выраженный аромат. Именно эти два признака служат «фирменным знаком» ностальгических сортов, по которому как опытные садоводы, так и новички легко опознают модные новинки и в саду, и по описанию. Иногда при густой махровости встречаются квартированные цветки, в которых четко выделяются четыре сектора.  В каждом секторе лепестки уложены вокруг своего центра, и общий узор характеризуется некоторой симметрией.
 
Roza_KP-02_2010_010
Стараясь приблизиться к идеалу, селекционеры позволяют себе и небольшие вольности, иногда запланированные, а порой и вынужденные. Когда Дэвид Остин задумывал свою коллекцию английских роз, он сразу поставил себе цель усовершенствовать исторические сорта, недостатком которых считалось однократное цветение и преобладание холодных оттенков в окраске. Современные розы, не теряя ностальгического шарма, присущего старинным, отличаются повторным цветением и предлагают садоводам широкий выбор различных тонов, включая абрикосовые, оранжевые, желтые, не свойственные их прототипам. Помимо оттенков новые сорта различаются между собой величиной и нюансами формы цветка: она может быть как округлой, так и заметно уплощенной, более или менее открытой в зависимости от того, под каким углом разворачиваются лепестки.
 
Кроме перечисленных признаков ностальгические сорта могут отличаться друг от друга разной степенью махровости и ароматности. С одной стороны, это, возможно, делает некоторые сорта не идеальными с художественной точки зрения, но, с другой стороны, обеспечивает им более широкое практическое применение. Например, для «классических» густомахровых  роз характерны очень тонкие и нежные лепестки, которые быстро вянут в срезке, а в саду в дождливую погоду легко «подхватывают» серую гниль. Если вывести сорт, у которого будет несколько меньше лепестков, но с более плотной текстурой, он скорее подойдет и флористам, подбирающим материал для роскошных букетов, и садоводам из регионов с различным климатом. Розы с «ностальгическим» характером никогда не будут полностью беспроблемными, поскольку проблема заключается уже в самой их форме. Но разумный компромисс между эффектным внешним обликом и хозяйственными характеристиками возможен, и многие селекционеры идут сейчас по этому пути.
 
Еще одно отступление от «классики жанра» — слабый, почти незаметный аромат или его отсутствие у некоторых сортов. Следует напомнить, что и не все старые розы, вопреки всеобщему убеждению, пахли. Если вы собираетесь приобрести растение по каталогу и если наличие аромата для вас важно, обратите внимание, чтобы этот признак был указан в описании, в противном случае вы можете получить не то, на что рассчитывали. Для сортов с ярким, выраженным ароматом обычно делается указание на «сильный аромат», а просто «ароматные» по описанию розы часто лишь слегка пахнут, и то не в любую погоду. Впрочем, не стоит считать отсутствие сильного аромата большим недостатком. Обычно в этом случае у сорта имеются какие-то другие важные достоинства, позволившие селекционеру сделать на него ставку.
 
Roza_KP-02_2010_05
Ностальгические розы сегодня
 
Несмотря на дополнительное вливание «голубой крови» старинных сортов, ностальгические розы сегодня пополнили коллекции современных садовых роз. Большинство сортов селекционной линии Остина относится к шрабам (в старых русскоязычных изданиях встречается другое обозначение этой группы — полуплетистые розы). Этот выбор, возможно, был связан с остиновским видением старого английского сельского сада, вдохновлявшего селекционера, вселявшего ностальгические переживания.
 
Крупные кусты с дуговидно изогнутыми или прямостоячими побегами идеально подходили для традиционного коттедж-гардена — нарочито вальяжного, даже слегка неряшливого, заросшего всякой всячиной. В последние годы появляются сорта плетистого и почвопокровного облика, отдельные компактные новинки могут быть отнесены и к розам Флорибунда.
 
Не случайно для остиновских роз выбираются преимущественно пастельные оттенки: это позволяет легко комбинировать сорта не только друг с другом, но и с широкой палитрой многолетников в духе того же английского сада с его миксбордерами, замысловатыми по ассортименту.
 
Однако одними лишь остиновскими шрабами ставшее модным направление селекции ограничиться не могло. Во-первых, английские сады в их чистом виде — не такое уж распространенное явление в современном ландшафтном дизайне. Их изящная небрежность не исключает кропотливого ухода за цветами, которого здесь требуется немало в связи с обширным ассортиментом смешанных посадок, а сегодняшние владельцы садов, даже самые романтически настроенные, хотят от цветущих композиций малоуходности и компактности. Во-вторых, для дальнейшего распространения «ностальгической» моды требовались культивары, заслуживающие широкого применения в садовых посадках различного стиля, в срезке и аранжировке, в разнообразных климатических условиях, в том числе там, где их легко было бы укрывать и защищать от болезней.
 
Roza_KP-02_2010_0
Французская компания Meilland Star Rose в числе первых подхватила эстафету на модного типа цветка, и сегодня предлагает большой выбор таких роз под общим названием «Розы Романтика». Большинство этих сортов носят имена знаменитых людей прошлых столетий  (Леонардо да Винчи, Рабле, Оноре де Бальзак, Огюст Ренуар, Тулуз-Лотрек, Чайковский и др.) и ежегодно пополняются прекрасными новинками.
 
Немецкая фирма Rosen Tantau создала  и развивает свою коллекцию «Nostalgie».  Моду на исторические розы поддерживают и прекрасные новинки старейшей немецкой фирмы W.Kordes’Sohne, розы со старинным шармом можно найти в каталогах и других  селекционных компаний. Некоторые специалисты называют сорта европейских компаний «ностальгические розы с континента».
 
Ностальгические розы для срезки
 
Среди старинных роз идеальными для срезки считались бурбонские. Некоторые старинные розы, цветущие на прошлогодних побегах, не поглощают воду в достаточном количестве и начинают сбрасывать лепестки примерно через день. Многие думали также, что белые и кремовые розы стоят в вазе дольше, чем красные или двухцветные. Долгие годы лучшей белой розой для срезки считалась ремонтантная роза ‘Frau Karl Druschki’ (Lambert, 1901), сейчас в теплицах  ее уже не выращивают, но в саду она блистает по-прежнему.
 
Хотя нежные лепестки большинства сортов, напоминающие полупрозрачный шелк, быстро теряют привлекательность, современные розы с английским типом цветка широко популярны среди флористов Европы. Они напоминают о старинных или даже воображаемых, сказочных садах, завораживают ароматом, и дороговизна срезочной продукции, связанная с «непокорностью» таких сортов промышленным методам выращивания, не отталкивает состоятельных покупателей от приобретения, а предпринимателей — от выращивания ностальгических роз. Эта мода пришла и в Россию: постепенно «набирают обороты» хозяйства, специализирующиеся на срезке роз с особой формой цветка, и, похоже, им не стоит опасаться недостатка клиентов.
 
Одно из актуальных направлений мировой селекции связано с подбором наиболее подходящих для срезки ностальгических роз. Усилия прилагаются в трех направлениях: нужно «приучить» новые сорта к тепличному образу жизни и автоматизированному процессу выращивания, обеспечить их высокую продуктивность и долгую жизнь цветка после срезки. Несмотря на определенные успехи, все же вряд ли когда-нибудь эти «культовые» сорта, блистающие яркой индивидуальностью, станут такими же простыми в выращивании, недорогими и распространенными, как традиционные срезочные.
 
 
Какие розы выбрать для сада?
 
Советы Галины Панкратовой
 
Английские розы покорили Россию, и, хотя понятно, с чем связан восторг, который они вызывают, все же розы Дэвида Остина — это, скорее, сенсация XX века, а новое столетие выдвигает другие приоритеты в селекции. Важнейшие требования потребителей касаются уже не только оттенка и формы цветка, а общей устойчивости сорта и неприхотливости в культуре. Мало кто в наше время готов обречь на добровольное рабство даже ради прекраснейших цветков. Только коллекционеры осознанно могут выбрать сложные в культуре сорта, да новички  — по неопытности.
 
Назревает смена приоритетов и в форме цветка, но волна подражаний «английскому типу цветка» пока не ослабевает, каталоги переполнены предложениями. Не все эти новинки могут конкурировать с английскими розами качеством цветка или ароматом, но поклонники романтики имеют широкий выбор. Советуем обратить внимание на  самые неприхотливые садовые розы флорибунда. Популярность этих роз в озеленении частных садов растет, а замена ими летников, как считают европейские ландшафтные дизайнеры, снижает трудоемкость: уход даже дешевле, чем за газоном.
 
Roza_KP-02_2010_06
Каноническим примером среди современных культиваров исторического облика можно считать сорт ‘Leonard de Vinci’ (Meilland,1994). Выраженная чашевидность  густомахрового  (80 лп.) цветка, вогнутый центр и типичная укладка лепестков  вызывают аналогию с полотнами художников эпохи Возрождения, а приглушенная темно-розовая расцветка, компактный габитус и прекрасные крупные блестящие листья указывают на современность происхождения. Роза соответствует своему великому имени.  Популярность этого сорта сегодня неоспорима, он входит в каталоги крупнейших коммерческих питомников мира, украшает журналы по садовой тематике и насчитывает множество восторженных  поклонников. Цветок имеет плотную текстуру лепестка, чем обеспечивается долгая жизнь цветков на кусте и в вазе. Такие цветки не боятся  капризов погоды. Мощные (до 1,1м) кусты с прекрасными листьями радуют обильным цветением и здоровьем.
 
В дизайне сада возможно самое широкое применение сорта, а недавно у него появился еще очень гармоничный и надежный компаньон: сорт ‘Pomponella’ (W.Kordes’Sohne, 2005) с некрупными и завораживающими красотой бутонами. Любители монохромных посадок могут смело сочетать эти сорта, а для смягчения контуров можно добавить розу с неоспоримыми достоинствами и почвопокровным обликом, ‘Les Quatre Saisons’ (Meilland, 2003). Ее цветки почти идентичны ‘Leonard de Vinci’, только меньших размеров. Гармония цветовой гаммы, легкий нюанс в размерах цветков и учет различий габитуса растений гарантирует успех даже новичкам. Не решусь давать советы флористам, но думаю, что эти сорта пригодны для гармоничных композиций, по крайней мере, домашние букеты притягивают взгляд.
 
Одна из лучших известных мне роз флорибунда, ‘Tchaikovski’ (Meilland,2000), нежна и прекрасна как музыка русского гения П.И. Чайковского. Если ищете надежную и ароматную красную розу, обратите внимание на сорт ‘Rotkappchen’ (W.Kordes’ Sohne, 2007). У любителей розовых оттенков имеется большой выбор. Роскошный цветок ‘Rosenfee’ (W.Kordes’ Sohne, 2006) заслуживает внимания не только сложением, размером, но и ароматом в основном цветочных оттенков. Нюансы розового придают цветку ‘Home & Garden’ (W.Kordes’ Sohne, 2006) живость и глубину. Оттенок сорта ‘Mariatheresia’ (Rosen Tantau, 2003)  (венецианский розовый) впишется  в стиль старого сада. Интрига сорта ‘Acropolis’ (Meilland, 2005) не только в глубокой чашевидности, но и в новизне оттенков (зеленоватый, бронзовый, брусничный). Любителей редкостей порадует  ‘Heidi Klum Rose’ (Rosen Tantau, 2003)  оттенками фиолетового и сильным ароматом, а сорт ‘Domaine de Saint de Beauregard’ (Delbard, 2005) — стойкостью и окраски, и цветка. Поклонники пастельных оттенков найдут свой идеал в розе ’Pastella’ (Rosen Tantau, 2003),  ее цветки, на удивление, долго сохраняют чистоту и свежесть.
Roza_KP-02_2010_08
 
Зал славы
 
Каждые три года, начиная с 1976, Международная Федерация Роз по предложениям национальных федераций выбирает лучшую из роз («розу Мира»). Зал славы, составленный из лучших роз мира, насчитывает 14 «экспонатов».Среди этих любимых народами мира роз два сорта имеют романтический облик. Плетистая крупноцветковая роза французской селекции ‘Pierre de Ronsard’ (Meilland, 1985), известная еще под именем ‘Eden Rose 85’  получила титул «Роза Мира» в 2006.  Одна из лучших роз Дэвида Остина ‘Graham Thomas’ (Austin, 1983) покорила все континенты золотисто-желтыми невыгорающими цветками и чарующим ароматом.

Материал подготовила Юлия Попова

Статьи по теме