Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Городской ландшафт для человека

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 04 Март 2013
13672

В начале декабря в конференц-зале «Ярославль» гостиничного комплекса «Измайлово» (Москва) под эгидой центра «Эко-образование» прошел семинар ведущего ландшафтного архитектора России, профессора СПбГАСУ Валерия Анатольевича Нефёдова. «Городской ландшафт для человека» собрал более пятидесяти слушателей из Москвы и регионов.

Nef_Bamberg_1
На лекциях были освещены вопросы экологического социально ориентированного подхода к ландшафтной организации городского пространства, в том числе актуальнейшая для нашей страны тема «Альтернативная архитектура — здание как часть природы». Предлагаемый вниманию читателей материал раскрывает лишь малую часть информации, которой ведущий щедро снабжал присутствующих, уточняя, что это фрагментарный обзор общей картины развития современного мирового ландшафтного дизайна, в которой России предстоит найти свое место.
 

Катастрофически зауженная в отечественной практике область ландшафтного дизайна (до границ приусадебных участков, исторических садов и парков) и последовательно девальвированная роль ландшафтных архитекторов, сводимая к благоустройству застроенных территорий, требуют превращения градостроительства в систему стратегий формирования полноценной городской среды, когда вместо понятий «город застраивается» и «территория осваивается» будет преобладать понятие «формируется городской ландшафт». Только в нем возводятся строения, его не нарушающие, и возникает разумная необходимость в деятельности ландшафтных архитекторов. Лишь в этом случае у ландшафтных архитекторов может появиться шанс выйти из-за забора частных застройщиков, из садов и парков прошлых веков в зону своей основной социальной ответственности — современную городскую среду с полноценным ландшафтом.

 
Как говорил Карел Чапек, «есть несколько способов разбивать сады; лучший из них — поручить это дело садовнику».Но разве в целом с дизайном городской среды дело обстоит иначе? Все начинается со специалиста.
 
НОВОЕ СТАРОЕ
 
Общий план реализации «Зеленой архитектуры»
Архитекторы Инженеры и технологи Ландшафтные архитекторы
Выбор объемно-пространственного решения здания с возможностью включения растительности Выбор инженерно-технического решения, обеспечивающего размещение и поддержание растительности Выбор ассортимента растительности в зависимости от характера и назначения формируемого пространства

 
Преодоление стереотипов, комплексов мышления позволяет дизайнерам, склонным к проектированию, под знаком «эко» создавать современные ландшафты на месте бывших транспортных объектов и промышленных зон. Тема промышленного прошлого ржавой нитью проходит через самый современный ландшафтный дизайн возвращенных к жизни городских территорий. Прирешительном и правильном подходе к проектированию бывшая транспортная коммуникацияможет стать современным садом. Немалое место в общем течении современного экодизайна отведено озеленению крыш зданий с использованием современных технологий.
 
Зеленая крыша площадью в 5 га как часть новой инфраструктуры. Sihilcity, Цюрих.
 
Nef_Zurich._Sihlcity_2
 
 
GARTENSCHAU— парки-выставки с обширным набором рекреационных пространств на месте старых промышленных зон. Тема преобразованного рельефа, под которым скрыты остатки разобранных строений, становится наиболее популярной в технологии редевелопмента. Неожиданно на месте бывших пустырей появляются места для прогулок и отдыха. Разнообразно расставленные стулья предлагают сделать «привал», а геопластика побуждает к неторопливым путешествиям, ведь всегда интересно узнать, что там, за холмом.
 
КАРТИНКА
 
Landesgartenschau в Бамберге как пример ландшафта для активного использования.
 
Nef_Bamberg_3
 

ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ

Основные цели ландшафтного дизайна городских улиц
- эффективная реализация функций коммуникационных пространств (разделение транспортного, велосипедного и пешеходного движения);

- обеспечение удобного и безопасного движения для всех его участников;

- масштабирование и формообразование пешеходных пространств;

- создание визуального разнообразия, делающего узнаваемой каждую улицу;

- достижение оптимального баланса в распределении информации.
 

Создание выделенных полос для движения на велосипеде — часть новой экологической политики и шанс для использования природных компонентов в ландшафте улиц. Промаркировав полосу движения велосипедиста, можно предложить ему везде, на каждой улице крайний правый ряд, куда уже никто и никогда на другом транспорте не заезжает. Нужно отрезать у автомобилистов полоску пространства, пересадив часть людей на велосипед. Это уже десятки лет практикуется в мире, мы от этого процесса кардинально отстаем. Посмотрите на улицы Барселоны: кто на велосипеде, кто на роликах, кто на скейте — едут на работу. Маркировка полосы — это, конечно, лишь одно из направлений. Нужно при помощи ландшафтных элементов (габионы с посадками, клумбы, защищенные деревья) экранировать пешехода и велосипедиста от потока автомобильного движения.

Организация движения с новыми приоритетами — одно из условий развития города. Выделенные с помощью природы полосы общественного транспорта позволят получить новый ландшафт транспортного пространства.
 

Nef_Stockholm_6

 
Об улицах и их роли в визуальном разнообразии города можно говорить долго. Приезжайте в Стокгольм в мае, с 5 по 15, — в это время здесь цветут фруктовые деревья. Но только не те, плоды которых ждут, чтобы их съесть или замариновать, а радующие глаз привитые культуры, результат выведения сортов в северных экстремальных условиях. Скажем, если привьем вишню на черемуху, то от одной культуры берем плодоношение, от другой — пышное цветение. И в Санкт-Петербурге это уже применяется, но для нас пока такие деревья в диковинку. Поэтому, когда выдвигаются гранд-идеи, например «сделаем улицу Рубинштейна следующей пешеходной зоной», тут же мерещится традиционная для таких случаев фирма — поставщик гранита, потому что она об этих прелестях цветущей цивилизации и знать не хочет. А ведь это — тот ресурс, который меняет качество городских коммуникаций.
 
Глядя на Шанхай, можем понять, что здесь преодолены все комплексы создания эффективной транспортной структуры, когда транспорт эффективно движется в три-четыре яруса. Но китайцам не лень было создать на ярусах и сопровождающее озеленение, чем они решили проблему избыточной загазованности.
 
Транспортная структура в Рио-де-Жанейро устроена таким образом и настолько мощна, что в выходные дни половину транспортных полос закрывают для автомобильного движения, чтобы дать возможность людям совершать велосипедные прогулки и ходить пешком.
 
Nef_Rio_5
 
Неплохо обстоит дело и в Париже, где велосипедные трассы изолированы от полос автомобильного движения продольным «лежачим» полицейским.
 
Nef_Paris_4
 

ПЛОЩАДИ

Основные цели ландшафтного дизайна городских площадей
-обеспечение функциональных связей между транзитными пространствами и местами целенаправленного передвижения посетителей;

-  формирование открытого пространства с оптимальным соотношением природных и искусственных компонентов среды и структурой, отвечающей назначению фрагментов пространства;

- создание условий для удобного и безопасного передвижения пешеходов и транспорта;

- формирование визуальных кодов и необходимого знакового разнообразия для распознавания каждой площади;

- достижение оптимального баланса между пространствами для движения и для отдыха.

 
На площади надо создавать тему, и сегодня в России это главный ресурс работы. Если конкурс объявлен и в него через журналистов втягивается множество людей с вопросом, как они хотели бы жить по-настоящему, то такие проекты получают поддержку тех, кто вдруг понимает, что они вместо моря автомобилей могут получить пространство, где будут доминировать. Это того стоит. Кто периодически приезжает в Париж и видит одну и ту же площадь в очередной раз, наблюдает, как пядь за пядью пространство возвращается человеку. У нас, как известно, происходит с точностью до наоборот: человек в наших городах с площади отступает. Нужно сокращать долю монументальности в городах и включать вместо нее слой гуманизма. Вот тут ландшафтники как раз кстати.
 
Необходимо убрать машины с площадей под землю; сегодня без этого не спасти города. Конечно, столицам, где машины привыкли к площадям, а люди отвыкли от земли, это сделать труднее, но другим городам еще не поздно.
 
Немаловажна разработка сценариев площадей. Люди должны иметь возможность посидеть, купить цветы, попить воды из фонтанчика. И никому не придет в голову въехать на такую площадь на машине. Нам нужна площадь, структура которой и вертикальный профиль пригодны и для движения, и для сидения, и для созерцания. На площади возможны яркие события. Площадь живая, это не стоянка для автомобилей. Как только в России надумают «закапывать» машины под землю, приоритет должны получить не те, кто хочет асфальтировать, нужно создавать для площади тему.
 
Растительность — главное средство структурирования пространства. Кроме того, работа с площадью — это отражение традиций и технологий. Здесь играют ведущую роль интегрирование растительности в пространство площадей, визуальные границы, акценты, средства масштабирования. Если планирование и технологии на высоте, у площади есть шанс навсегда привлечь людей, однако только в том случае, если с нее уйдет автомобиль.
 
Nef_Helsinki_6
 
Структурное разграничение пространства: уровни и зоны, транспортные и пешеходные пространства. Функциональная логика и оптимальное использование природных условий.
 
Nef_Anje_7
 
Глядя на привокзальную площадь в Анже, почувствуйте логику функциональнойструктурности слоев: у вокзала устроена защищенная пешеходная дорожка шириной в восемь метров, отведено шесть метров только для такси. Человека нужно эффективно экранировать природой; есть множество примеров из мировой практики, когда сначала идет транзит автомобильный, потом пешеходный и зона «зависания» человека на точках обслуживания. Когда мы зонируем площадь, мы должны четко обозначить и выставить ряд столбиков, а вместе с ними и приоритетов. Автомобилисты могут ехать в любом направлении, сколько угодно раз, но начиная с определенного контура возможно только пешеходное движение, режим транзитного движения дополняется зонами попутного обслуживания, в которые приходят компоненты природы.
 
В следующем материале, посвященном тенденциям современного проектирования городского ландшафта, будет рассмотрено проектирование жилой застройки, парков и набережных в расчете на интеграцию в пространство жизни человека растительности. Природа желает вернуться, надо только создать условия для ее прихода в города как малые, так и большие.
 
Фотографии и рассказ: В. А. Нефёдов

Записал А. Быков

Статьи по теме