Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы ВКонтакте Facebook Журнал Цветы Instagram Журнал Цветы Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №03/2019

март 2019

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Такие разные японские сады

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 01 Август 2012
11890

Японский сад — уникальное явление в ландшафтном искусстве. Ни для кого не секрет, какой огромной популярностью он пользуется во всем мире, хотя если вы попытаетесь найти ей объяснение, поймете, что это не так просто сделать.

LD_Yponski_Sad_03-2009-001

Возможно, поклонникам японского садового искусства нравится вновь и вновь испытывать необычное и очень приятное ощущение спокойной собранности, когда человек погружен в созерцание, эмоционально отрешен от житейских проблем, но в то же время более чем когда-либо готов к любым вызовам, победе над любыми обстоятельствами.
LD_Yponski_Sad_03-2009-002Как ни хорош японский сад с эстетической точки зрения, его главное достоинство — способность дарить человеку внутреннюю силу, поэтому практика его создания весьма необычна. Она основана, с одной стороны, на знании растений, ландшафтных технологий, принципов эстетической гармонии, и, с другой стороны,— на определенных культурных традициях, религиозных и философских представлениях.
 
 
 
 

 

Если искать в японских садах общие черты, то одна из них, скорее всего, — особая взаимосвязь с архитектурой строений, которые сами являются частью ландшафта.

 

Неудивительно, что вот уже много лет во всем мире не уменьшается число желающих создать «сад в японском стиле» на собственном участке. Однако само выражение «японский стиль» не совсем верно. Японские сады, несмотря на многочисленные правила и традиции, связанные с их созданием, не являются набором бесконечно повторяемых штампов. Они весьма многообразны, и каждый имеет свой неповторимый облик.
Японская традиция ландшафтного искусства насчитывает не менее полутора тысяч лет. Трудно представить, чтобы все это время взгляды людей и образ их жизни не менялись, а вся их деятельность была бы посвящена стремлению к одной цели, одному неизвестно кем и когда установленному идеалу. Разумеется, ничего подобного не происходило.
LD_Yponski_Sad_03-2009-003
В отличие от европейцев, японцы никогда не стремятся к завершенности, законченности композиции сада. Эта недосказанность является одним из вдохновляющих мотивов для поклонников японского ландшафтного искусства
 
Многие века в Японии, несмотря на уважение к традициям, шел поиск нового содержания и новых форм садового искусства, что привело к созданию нескольких стилей японского сада. Поэтому, если вы вознамерились создать японский сад рядом с домом, первый закономерно возникающий вопрос будет: «Какой именно?»
 
LD_Yponski_Sad_03-2009-004
В японском саду существенную роль играет понятие пустоты. Предметы и растения не заполняют пустоту, а делят ее, выявляют
 

Самые первые японские сады были, скорее всего, увеселительными, если говорить языком европейцев. Тяга к общению с природой, любованию ее красотами свойственна большинству японцев со времен глубокой древности. Возникновение садового искусства предоставило возможность богатой знати перенести изысканные природные пейзажи ближе к дому, воссоздав их в миниатюре. Теперь утомительные и опасные прогулки могли быть реже, а возвышающее душу общение с природными духами — чаще. Видимо, в это время и начинает складываться один из известных нам стилей японских садов, «стиль природного пейзажа», воспроизводящий картины природной гармонии. Своего расцвета он достигнет позже, в эпоху Хейан (794–1185 гг. по европейскому летоисчислению).

LD_Yponski_Sad_03-2009-005

Сад природного направления, или ДзЁдо, изображает райские ландшафты, куда переселяются души праведников и где их ожидает вечное блаженство

В эти годы политическая столица страны находится в городе Хейан, нынешнем Киото. В переводе с японского название означает «мир, спокойствие», что отражало, скорее, благие пожелания императора, чем реальную действительность того времени. Тем не менее, относительная стабильность страны и процветание ее элиты способствуют тому, что богатые люди не боятся вкладывать значительные средства в такие «бесполезные» вещи, как ландшафтное искусство, и Киото буквально обрастает изысканными садами. Получивший распространение буддизм оказывает большое влияние на культуру японского сада, возникает такое явление, как храмовый сад. Это уже, скорее, культовое пространство, чем место для развлечений и отдыха.

LD_Yponski_Sad_03-2009-006

 

Камни японского сада — обиталище духов. Задачей мастера было расставить их так, чтобы духи остались довольны и ниспослали ему как можно больше различных благ

 

Стараниями монахов буддистской секты Дзёдо стиль природного пейзажа в садовом искусстве приобретает черты совершенства: такие сады служат символическим изображением Западного рая, куда по окончании земного пути отправляются души праведников. Но все еще можно говорить, что сады того времени, даже храмовые, создаются ради удовольствий: легкомысленная аристократия получает их при жизни, катаясь на лодках, любуясь по вечерам лунным светом, последователи секты Дзёдо надеются удостоиться еще больших удовольствий после смерти, вдохновляясь великолепием храмовых садов. 
Традиции японского сада оформляются, приобретают логическую завершенность в период Камакура (XII–XIII вв.) и особенно в период Муромати (XIV–XVI вв.). В это время становится влиятельной (а затем и господствующей) идеологией буддистское течение дзен, основная идея которого — совершенствование и укрепление духа путем созерцания, познания истины в блаженной пустоте души, означающей отказ от мелочных страстей и эгоистических устремлений.

LD_Yponski_Sad_03-2009-007

 

 

Традиционные сады Японии тесно связаны с местными религиозными культами, в которых на удивление гармонично сочетаются начала примитивной магии и сложные религиозно-философские воззрения

 

 
Под влиянием философии дзен вырабатываются несколько стилей садов и появляется их классификация, которую принимают во внимание и сейчас. Садовое искусство Японии достигает расцвета. Появляются известные всему миру сады камней, распространяется практика чайной церемонии и специальные «чайные» сады, или «тянива». Идеалом садового искусства в это время служит принцип «ваби-саби» («бедности и старины», или «изысканной простоты» — так по-разному трактуют это выражение из-за сложности точного перевода).
В последующие годы, вплоть до наших дней, традиция японского сада развивается на основе стилей и правил, сформировавшихся примерно к XVI веку, с небольшими исключениями. Возникают новаторские идеи, модные веяния, многое заимствуется из-за границы, но эти новшества не делают никакой революции, они касаются деталей: ассортимент растений дополняется красивоцветущими культурами, используются новые технологии, такие как газонные покрытия, обработанные камни и современные материалы.

LD_Yponski_Sad_03-2009-008

Еще один из основополагающих принципов японского сада, свойственный всем стилям, — это стремление к балансу энергий инь и ян. Если ландшафт в целом плоский (и, значит, по представлениям японцев, в нем преобладает энергия инь), в композицию следовало внести вертикально установленные камни, фонари с устремленной вверх формой, принадлежащие энергии ян

Классификация садовых стилей возникла в Японии еще в Cредневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца, может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие — не подходят ни под одно описание. Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.

LD_Yponski_Sad_03-2009-009

 

Син — развернутая форма японского сада, как можно более достоверно воспроизводящая характерные особенности природных ландшафтов страны, в основном приморских

Одни японские сады занимают площади в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенного уединения, молитв. Различаются также планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой положено еще в XIV–XVI вв.

В зависимости от характера рельефа традиционные японские сады подразделяются на два основных типа:
— цукияма — пейзажный сад с холмами, живописными возвышениями;
— хиранива — плоский сад, созданный на ровной поверхности.
Сады обоих типов могут иметь одну из трех форм:
— син — развернутая, полная форма, которая наиболее реалистично воспроизводит природные картины: берег моря с прибрежными скалами и уютными лагунами, живописные горы, покрытые лесом, предстают в легко узнаваемом, хотя миниатюрном и немного утрированном виде;
LD_Yponski_Sad_03-2009-010— гё — полусокращенная форма, в которой больше свободы предоставляется воображению посетителя сада: ручей или водопад могут быть заменены композицией из камней, напоминающей русло, растительность представлена более лаконично;
 

 

ГЁ — полусокращенная форма, в которой возможны определенные условности, например, ручей иногда изображается при помощи гальки и камней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-011со — сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в «роли» животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий изображает воду, для чего на нем специальным граблями прочерчивают борозды — «волны».

 

Со — сокращенная форма садового искусства, где предметы и явления изображаются абстрактно, а материалом служат гравий и камни

 

 

Несколько наиболее распространенных разновидностей садов получили в японской традиции собственные названия, их следует рассмотреть отдельно как наиболее значимые.
Докёсики — тип сада, заимствованный японцами в Китае. Сад докёсики представляет собой обитель божественных сущностей, которые, согласно древним представлениям, селились на волшебных островах, омываемых водами пруда, среди живописных скал и камней. Покровительство духов сулило владельцу сада здоровое долголетие, удачу и процветание.

LD_Yponski_Sad_03-2009-012

 

 

Тёдзубати — чаша перед водным источником — принадлежность чайного сада, или тЯнива. У нас ее часто называют «цукубаем», однако цукубаи — название площадки перед входом в чайный домик, на которой обычно размещается тёдзубати

 

 

 

 

 

 

 

Дзэнъинсики-но-нива — сад при дзен-буддистском храме, отражающий философию дзен, используемый для медитации и духовного развития.

Сюккэйсики — произведение ландшафтного искусства, представляющее собой известный сад или природный ландшафт, воссозданный в уменьшенном масштабе.

LD_Yponski_Sad_03-2009-013

Хиранива — плоский сад без холмов, водопадов и скал

LD_Yponski_Sad_03-2009-014

Сад в стиле докЁсики — с волшебными островами, населенными могущественными духами

Тянива — сад чайной церемонии, иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: «сотородзи», или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и «утиродзи», внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.

LD_Yponski_Sad_03-2009-015

Небольшой садик цубонива можно разместить в проеме между строениями

Цубо, или цубонива, — миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим, и популярность цубонива в современном мире очень высока.LD_Yponski_Sad_03-2009-016Хиранивасики — сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.

 

Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа

Карэсансуй — сад, выполненный в технике сухого пейзажа, без использования воды в качестве элемента ландшафтной архитектуры. Водные потоки, пруды, водопады в таких садах символически изображаются при помощи композиций из камней, белого песка и гравия.
Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа с водоемом, живописными островами, композициями из камней и растений.
Сююсики — сад для лодочных прогулок. Основа такого сада — большой пруд, в котором можно кататься на лодках. Декоративные пейзажные композиции размещаются на берегах с учетом обзора их со стороны пруда, из лодок.
Кайюсики — стиль сада с прудом, рассчитанный на восприятие пейзажей во время прогулки вокруг пруда.
Кокэнива — стиль японского сада, где за основу растительного ассортимента берутся мхи, выполняющие роль покрытия, наподобие газона.

LD_Yponski_Sad_03-2009-017

 

 

Сад, где основную часть растительности представляют мхи, выделяют как отдельный стиль, называемый кокэнива, или «покрытый мхом»

 

 

 

Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы и сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой. И все же японский сад, как и любой другой, должен быть прежде всего индивидуальным, ведь многообразие приемов японского садового искусства предоставляет вам широкие возможности. Так каким он будет, ваш японский сад?

Статьи по теме