Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Вилла архитектора Маро

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 22 Июль 2013
4686

Maro

На севере Ниццы, на одном из утесов исторических холмов Святого Бартоломея, на авеню Стефана Лежера, 24, расположился многоликий архитектурный и садовый комплекс — «Вилла Арсон». С ее крыши открывается панорама Лазурного Берега и всего города. Без преувеличения, это место способно вдохновить на творчество даже не сведущего в искусстве человека. Здесь находятся филиал Национальной высшей школы искусств, национальный центр современного искусства, резиденции артистов, выставочные и конференц-залы, да и вся территория виллы «Арсон» площадью 2 га представляет собой площадку для презентации архитектуры, скульптуры, графики и дизайна. Сюда же переехала старейшая национальная школа декоративного искусства, открытая в Ницце в 1881 году. В 1984 году объединенная школа «Виллы Арсон» стала называться Международной школой пилотных проектов и исследований в искусстве (EPIAR). На открытии школы директор Ив Роббер заявил: «“Вилла Арсон” — единственное место в Европе, объединяющее под одной крышей разнообразные школы искусств и выставочные комплексы, резиденции и мастерские художников».

Maro2

Надо заметить, что в нынешнем виде «Арсон», имеющая довольно длинную историю, предстала перед публикой в 1972 году. Своим названием вилла обязана богатому торговцу из Авиньона Пьеру-Джозефу Арсону, который в 1812 году купил участок земли площадью 6 га у итальянского консула Пейра де ла Косты. За долгие годы своего существования вилла несколько раз перестраивалась, кардинально меняя свое предназначение. В начале XX века она была английской гостиницей на Ривьере и городской больницей под названием Cymos. Так бы и осталась «Вилла Арсон» госпиталем, если бы в 1964 году под сильным нажимом из Парижа власти Ниццы не уступили эту территорию государству для создания международной школы искусств. В этом преобразовании решающую роль сыграл министр культуры, член кабинета генерала де Голля, известный писатель и большой ценитель прекрасного Андре Мальро. Именно он положил начало становлению Франции как культурного центра мира, в частности, с его подачи стали возрождаться заброшенные французские замки и сады. До Наполеона Ницца принадлежала Италии, поэтому здание виллы, возведенное в генуэзском стиле, было выкрашено в характерный цвет охры. Участок земли сильно вытянут с севера на юг вдоль склона и напоминает мыс, вклинивающийся в городскую застройку. Если судить по сохранившимся старинным акварелям, перед виллой лежал на террасах классический итальянский сад с гротами, пальмами, пиниями, кипарисами, фонтанами и скульптурами, расставленными вдоль аллей. В 1943 году эта жемчужина садово-парковой архитектуры Лазурного Берега была внесена в реестр исторических памятников Франции, а в 28 ноября 2000 года весь комплекс получил статус «Наследие XX века».

Возрождать «Виллу Арсон» и создавать школу искусств было поручено известному французскому архитектору, лауреату множества международных премий Мишелю Маро. Ему предстояло гармонично объединить в единый архитектурный ансамбль различные по функции здания, сохранив при этом главный исторический памятник — сад на террасах, спускающийся на 100 м по склону. В саду росли зонтичные сосны, кипарисы, оливы, пальмы и другие редкие деревья, внесенные в реестр исторического наследия и не подлежащие вырубке или пересадке в другое место. «Самым сложным было создать школу искусств, соответствующую месту, — говорит Маро. — Сад необходимо сохранить или, по крайней мере, на 100 % передать его дух в новом ансамбле. Огромные деревья уже давно стали знаковыми в этом районе, и мэр города требовал, чтобы они по-прежнему выделялись на фоне красного здания виллы».

Maro3

Талантливый архитектор гениально решил поставленную перед ним задачу. Чтобы сохранить дух старого сада на террасах, с камнями, растениями и перепадом высот, Маро придал новым строениям ступенчатый, «слоеный» вид (наподобие сэндвича). Он словно планомерно и не спеша занимался составлением «бутерброда». Каждый верхний уровень накладывался на нижний уровень, «ветчиной» и «сыром» служили внутренние помещения и перегородки. При этом старым деревьям отводилось пространство в каждом из «слоев», и так деревья оставались на месте и сохранялись неповрежденными. Маро ограничил здания комплекса по высоте, сделал его «подобным ящерице, распростертой на прогретом камне». Таким образом, красное здание продолжало доминировать, оставаясь «головой» усадьбы. Модное течение в архитектуре 50—60-х годов прошлого века под названием «брутализм» было творчески переработано и применено при проектировании внутренних помещений. Основным признаком направления являются необработанные поверхности, призванные вызывать ощущение старины и даже напоминать археологические раскопки. Хотя в 60-е годы не уделяли значительного внимания экологии, освещение виллы и ее кондиционирование связаны с естественной освещенностью и движением потоков воздуха.

Maro6

Колпаки в виде пирамид на крыше направляют солнечные лучи на вертикальные стенки спускающихся вниз колодцев. Отсюда отраженные лучи попадают во внутренние помещения, освещая их мягким рассеянным светом. Естественный свет важен для работающих в мастерских художников, скульпторов, поэтов, необходим он и декоративным растениям на нижних этажах.

Maro4

Центральное здание виллы окружено четырьмя доступными для всех патио. Здесь много цветов и декоративных кустарников и, благодаря кронам больших деревьев, достаточно тенисто. Вертикальные окна смотрят в небо, все здание кажется одновременно и массивным и кружевным, сетчатым. Для облицовки наружных поверхностей Маро выбрал камни-голыши из долины реки Вар с колоритным сочетанием вкраплений серых минералов и прожилок зеленого цвета. Мозаика камней покрывает все внешние стены, контрастируя с брутальными бетонными конструкциями внутренних помещений, она необычно блестит на солнце и гармонично сочетается с растениями в саду, будь то пальмы, кипарисы или зонтичные сосны. Живые изгороди из бересклетов и падуба противопоставляются твердости бетона, мягкие контуры растений — геометрической отвлеченности архитектурных форм. Творческое комбинирование различных стилей позволило Маро вписать виллу в разномастный жилой массив, окружающий ее.

Maro5

Резиденции «творцов» напоминают домики горной деревушки: они такие же небольшие, аскетичные по интерьеру и плотно прилепившиеся друг к другу. Здесь молодые люди могут жить по два-три месяца, общаться с коллегами и работать в мастерских, расположенных вблизи. Весь комплекс «Вилла Арсон» — это большая деревня, имеющая свои улицы, переулки и площади. Не заблудиться в этих лабиринтах может только местный житель, хорошо знающий, где он находится и куда путь держит. С другой стороны, в хитросплетениях лестничных переходов между террасами проглядывают элементы мистики, алхимии. Повторяющийся ритм геометрических объектов, эвклидова игра объемов и пространств разнообразных закоулков усиливают мистицизм виллы. Чем больше вы гуляете по закоулкам «Виллы Арсон», вдыхая волнующий аромат лаванды, растущей на «каменных» грядках, тем сильнее в вас укрепляется ассоциация со старинным картезианским монастырем: блистающие на солнце каменные стены вместе с исполинскими кипарисами и раскидистыми зонтами сосен ограждают эту обитель покоя и сосредоточения мыслей. Эта рефлексия придает вилле ореол уединенности, так необходимый любому творческому человеку, а тем более студенту, постигающему науку.

… Как в любом саду, здесь есть объекты, которые на ландшафтном языке называются «малые архитектурные формы». Понятно, что в таком выдающемся саду, каким располагает «Вилла Арсон», они сами являются предметами искусства, а не примитивными «гномиками».

Остановимся вкратце на этих уникальных объектах.

На крыше, на четвертой террасе, можно увидеть «брутальные» бетонные переходы, комнаты-беседки для уединенных встреч, многоступенчатые площадки, а также знаменитый «Красно-белый круг» — работу швейцарского дизайнера Фелиса Варини.

Maro9

Свои работы автор описывает так: «Перфоманс с геометрическими фигурами — это не просто картины, они выражаются в перспективе, в конкретном освещении, в определенной фокусировке зрения и кадрировании пространства». За этой сложной формулой кроются инсталляции, площадь которых сравнима с размером городского квартала или деревни с десятками домов. Варини работает на любом архитектурном пространстве по принципу «здесь и сейчас». Все его работы воспринимаются в полноте замысла автора только из одной точки. Если зритель стоит «не там», то картина рассыпается на части, хотя, по утверждению Варини, и этот беспорядок притягивает внимание. У зрителей возникает желание, перемещаясь в пространстве, собрать из разрозненных ярких линий и фигур, нанесенных на объекты или плоскости, единую картину и разгадать замысел автора.

Maro10

«Пирамида “Виллы Арсон”» Дэна Грэхэма находится на третьей террасе, на так называемой внутренней улице. Это стеклянная пирамида, установленная на краю небольшого бассейна, окруженного тропическими растениями — нефролеписами, цикасами, каллами и филодендронами.

Maro7

Сверху над пирамидой cияет голубое средиземноморское небо. Можно наблюдать сложные оптические рефлексии бетонных конструкций и растений, воды и стекла.

Maro8

«Под плафоном» — инсталляция, смысл которой заключается в интерполяции вдоль «улицы» вперед на 21 м световых пятен, квадратов 90 × 90. Там, где заканчиваются солнечные пятна, начинаются шесть таких же по размеру световых квадратов, образуемых люминесцентными лампами на полу. Самое интересное, что солнечные пятна, благодаря сложной системе стеклянных пирамидальных колпаков на крыше, куда попадает солнечный свет, а также прямоугольных колодцев, на поверхности которых свет, отражаясь, направляется вниз, находятся всегда на одном месте и образуют прямую линию с пятнами искусственного света!

 

Путешествующий фотограф Сергей Карепанов

Статьи по теме