Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Надежда Платицына: 30 лет среди цветов

Опубликовано в Персона. Лицо с обложки журнала Цветы , 01 Ноябрь 2022
2019

В 2022 году легендарному цветочному предприятию «Белая Орхидея» из Омска исполняется 30 лет. Серьезная, значимая и красивая дата. Да и сама его история — удивительная, наполненная яркими интересными событиями. Три десятка лет назад цветочный бизнес в России только зарождался, многое делалось впервые. Коллектив «Белой Орхидеи» — уникальный, здесь царит особая атмосфера, а сотрудники — одна большая и дружная семья, некоторые работают с момента основания. Главная заслуга в этом принадлежит Надежде Борисовне Платицыной, которая все эти годы остается бессменным идейным вдохновителем, генеральным директором и при этом красивой и элегантной женщиной. Она — лауреат Национальной премии в области флористики и ландшафтного дизайна «Цветок Успеха» за вклад в популяризацию профессиональной флористики в Сибири, с 2001 года выполняла роль вице-президента Национальной Гильдии Флористов, а в 2015-м стала президентом НГФ.
Мы встретились с Надеждой Борисовной на Moscow Florist Cup 2022, где и завязался наш диалог.

платицына 2

Надежда Борисовна, с чего началась история «Белой Орхидеи»?

Случилось это в начале 90-х, когда, оставив журналистику, я сменила одну творческую профессию на другую. Причина была проста: мне всегда нравилось писать о событиях интересных и радостных, о хороших людях и достижениях, а новое время диктовало свои запросы, и, как оказалось, мои интересы и ценности совершенно не совпадали с мнением руководства корпункта «Коммерсантъ». Закрывались заводы, казалось, мой родной город просто умирает. Главным источником заработка становилась торговля, поэтому ничего не оставалось, как учиться продавать. В моем случае это могли быть книги или цветы. Я выбрала второе, до этого момента совершенно неведомое направление — флористику.
Апрель 1992 года. В управлении по трудоустройству получила в кредит миллион рублей на организацию рабочих мест, но нужно было всему учиться заново. На тот момент в России не было флористических школ, и я отправилась в Киев, в известную тогда фирму «Роксолана», где подружилась с директором Игорем Добруцким. Он давал мне хорошие советы по организации бизнеса, а однажды сказал: «Главное — не надрываться, все делать по силам. А букеты флорист должен собирать в присутствии покупателя». Мы и сейчас так делаем!
Позднее, когда мы приезжали в Киев на конкурсы, я познакомилась практически со всей элитой зарождающейся российской флористики. Но это было потом, а тогда я вернулась в Омск с мыслью, что нужно открывать салон цветов, ведь на мне висел огромный кредит. И вновь — «Роксолана», где я набрала расходных материалов на полмиллиона рублей. И сразу столкнулась с проблемой логистики. Объем колоссальный. Весь товар привезли в аэропорт Борисполь и выгрузили посреди зала. Это был настоящий кошмар! Тем не менее через час все погрузили в самолет, а в Омске меня уже встречали (правда, с ужасом, ведь салона еще не было). Рассказов о всех перипетиях, что вставали на пути к намеченной цели, наберется на целую книгу! Но начало было положено. А дальше движущей силой стала дружба, которая дороже всего. Люди, о которых я в свое время писала, помогли взять в аренду половину цветочного магазина (позднее мы его полностью выкупили).
Когда открыла магазин, у меня долго вставали на место мозги: на первом месте должен быть бизнес, а флористика — потом. Нужно было контролировать финансы, решать юридические вопросы. Помогло журналистское умение общаться с людьми. Но во мне шла постоянная внутренняя борьба: я понимала, что должна вести себя как бизнесмен и руководитель, но поступать так невыносимо сложно, ведь на мне ответственность за судьбы людей. В нашем коллективе принято выручать друг друга в любых жизненных обстоятельствах, поэтому сотрудникам удалось купить квартиры... Мы жили и живем очень дружно.

Как собиралась команда?

Когда начинали, нас было пятнадцать. Сначала появились девочки, пять человек, которые просто мечтали об этой работе. Решили, что нам нужны грамотные люди, поэтому в «Белую Орхидею» в основном брали специалистов с высшим образованием, а те, кто его не имели, поступали на заочное или вечернее. Оно дает главное — умение учиться дальше и организовывать людей. Считаю, что каждый должен закончить вуз, желательно по профессии. Если отучиться в школе «Николь» после средней, то знаний все равно не хватит, чтобы достичь высот мастерства. В Омске, например, есть институт дизайна, где учат пропорциям, цвету и дизайну интерьеров, костюма — всего на свете. Когда все это знаешь, то можно дальше изучать растения. Девочки с городской и областной станций юннатов попали к нам, потому что отлично знали растения. Почему Роман Штенгауэр многого добился — он талантливый и знает о растениях все!

Как обстояло дело с закупками цветов? Был ли ассортимент из Голландии или в основном отечественные цветы?

А вот с цветами сначала была проблема. Мне приходилось ездить по разным заводам, где были теплицы, в которых выращивали зелень. К счастью, в Москве познакомилась с Юрием Худяковым, директором замечательной фирмы «Амадей». В течение трех месяцев каждую неделю летала к ним за голландскими цветами, по шесть часов просиживая в аэропорту в ожидании обратного рейса. Но постепенно процесс наладился, и поставки стали приходить к нам без моего непосредственного участия.
В то же время мы отправлялись за растениями по близлежащим полям и лесам: водитель, директор и дежурный флорист. Собирали ветреницу, фиалки, кермек. В букете эти простые и привычные местным жителям цветы выглядели так красиво, что наши клиенты даже не всегда их узнавали. А сегодня уже 20 лет как в Омске есть совхоз декоративных культур, где выращивают цветы на срезку. Мы многое умеем делать не хуже голландских агрономов.

Где и у кого учились ваши мастера?

Поскольку мы осваивали новое направление, то и учиться нужно было постоянно. Ездить в другие города было невыгодно, поэтому я приглашала преподавателей к нам. Приезжали Индрэк Каэли, Николай Агоп, многочисленные голландцы. Флористы «Белой Орхидеи» учились у самых именитых иностранных мастеров, среди которых были Янош Сабо, Питер Хесс, Николь фон Болецки, Карл Цубер, Аннета Кампинг, Клаус Вагенер, Ян Аартсен, Кейс Так, Даниэль Ост. Но нашим главным и самым любимым педагогом был Питер Хесс. Мы приезжали к нему в Москву, группами по три – пять человек.

Какие флористические мероприятия проводились в те далекие 90-е годы?

Наступил момент, когда стало очевидно, что хорошего клиента нужно воспитывать, формируя его вкусы и представления о нашей профессии, а для этого необходимо устраивать красочные цветочные мероприятия в городе. Ведь чем больше люди знают о цветах, тем они больше их любят.
Напротив нашего салона размещался Театр юного зрителя, директором которого была моя бывшая коллега, журналистка. В 1994 году, когда не было еще Национальной Гильдии Флористов, мы организовали конкурс «Бал цветов». И как все обрадовались этому событию! На самое первое соревнование собрались 19 участников, география — от Урала до Дальнего Востока. Проводили мы эти конкурсы девять лет, и все тогда объединились вокруг «Белой Орхидеи». Геннадий Ластовский как-то сказал: «Как хорошо приезжать к тебе в гости, потому что в Омске люди замечательные. Когда за тобой закроется дверь, никто не скажет вслед ничего плохого». Участвовали и москвичи, и питерцы, и голландцы. Кстати, Рома Штенгауэр впервые вышел на конкурс именно в Омске и сразу получил серебро. Был он еще совсем юный, но по нему как-то сразу было видно: будущий чемпион.
А какие темы придумывали! Невероятные, сказочные, литературные: «Маленький принц», «Алиса в Стране Чудес», «Мастер и Маргарита»... Наше поколение читающее, а молодежь сегодня берет в руки книги все реже и реже, потому концепции и темы конкурса тоже стали другими. Жизнь изменилась. Да и я в последнее время все больше чеки читаю, мой муж по этому поводу уже беспокоиться начал. (Смеется.)

В каких конкурсах участвовали флористы «Белой Орхидеи»?

На свой первый международный конкурс мы вышли в 1995 году. Это был знаменитый фестиваль «Цветы в Кремле». Готовились очень серьезно. Тема «Весна Стравинского» — невероятно трудная. Чтобы проникнуться и понять ее, флористы слушали музыку, смотрели балет. В тот раз мы взяли первое и второе места в номинации «Дебют», а на следующий год одержали победу в номинации «Мастера». С тех пор москвичи наших флористов немного побаиваются. (Смеется.)
В конкурсах и чемпионатах, проводимых Национальной Гильдией Флористов, наши девочки Алёна Пермякова и Марина Кутузова участвовали девять раз и ниже шестого места никогда не опускались.
А какие приятные воспоминания связаны с этими событиями! Все замечательные ребята — нынешние чемпионы росли у меня на глазах: Роман Штенгауэр, Саша Бермяков, Костя Лазарев, Роман Зарубин... Они не раз бывали в Омске, любят наш город, и на 20-летний юбилей салона приезжали. Ведь Гильдия флористов — это дружба, сила и братство, а взнос пять тысяч рублей — не такие уж и большие деньги сегодня...

платицынв 5

Вы стояли у истоков создания Национальной Гильдии Флористов. Как это было, какие цели и задачи ставились на тот момент?

Мысль зародилась примерно в 1996 году, когда по приглашению Кейса Така мы с Ириной Давыдовой приехали на конкурс в Голландию. В некоторых европейских странах существовали национальные ассоциации флористов, проводились отборочные соревнования, а лучших мастеров отправляли на более серьезные состязания, в том числе на Кубок Европы. В России на тот момент подобной организации не было, а чтобы российские мастера могли участвовать в зарубежных конкурсах, требовалось членство в Европейской Федерации Флористов FEUPF (ныне FLORINT). Поэтому в 2000 году мы организовали Национальную Гильдию Флористов с мыслью, что нам следует вступить в FEUPF. Проводили открытые конкурсы, приглашали к участию иностранных мастеров. Да, они прекрасно владели техникой, им было доступно невероятное количество цветов, они имели больше финансовых возможностей, но фантазии у российских участников всегда было больше. Считаю, что иностранцы многому научились у наших ребят. В июне 2005 года, когда президентом НГФ была Галина Григорьевна Пергаменщикова, делегация FEUPF прибыла в Москву, где в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча совета директоров FEUPF и совета Гильдии. Мы все съехались из разных городов страны. Россию приняли в европейское сообщество, и в 2011 году мы покорили европейский флористический Олимп: Наталья Жижко стала чемпионкой Европы. НГФ получила золотое членство во FLORINT. К сожалению, сегодня ситуация очень сложная, и Россию отстранили от участия в Europa Cup 2022.

Что изменилось за эти годы? Кто в вашей команде сейчас?

Мои дорогие ребята-флористы, которые все выросли у меня на глазах, многому научились... Некоторым стало тесновато в Омске, и они разлетелись по всей стране: Марина Кутузова — в Екатеринбург, Лена Вахонина — в Сочи, Оксана Еремеева — в Москву... Наверное, самой большой моей ошибкой было считать, что люди должны работать на одном месте. Нужно менять кровь. Однако сегодня по-прежнему с нами Алёна Пермякова, подрастают молодые мастера.
В рамках НГФ мне очень помогает Серёжа Карпунин. Когда не стало Галины Григорьевны, то в наших рядах произошел раскол. В 2015 году президентом Гильдии выбрали меня, и я попросила Сергея взять на себя миссию по проведению чемпионата России. Он знал, как это делается и как это непросто. Все эти годы мы с ним на связи, а высочайший уровень всех наших конкурсов — это его заслуга, и я ему очень благодарна.

платицына 4

Какие изменения происходят в цветочной отрасли сегодня?

Все, что сегодня происходит в мире, не может не сказываться на цветочном бизнесе. За эти 30 лет в жизни флористического сообщества случалось множество разных событий. В лихие 90-е, когда все только начиналось, иметь магазин в центре города, да еще с такими роскошными цветами и огромными оборотами... Уму непостижимо, как выжили! А сколько еще всего пережили: фитосанитарный карантин по трипсу, кризисы, пандемию и эту совершенно невообразимую тему «Дети вместо цветов». Ну как ее можно принять?! Мы дарим цветы врачам, артистам и, конечно же, учителям. Они достойны этого. Пусть хотя бы раз в году, но у каждого будет миллион алых роз!

Надежда Борисовна, довольны ли Вы теми результатами, которых удалось достичь «Белой Орхидее» за эти годы?

Я сделала все, о чем мечтала. Мы лучшие в городе и одни из лучших в России. Очень хочется, чтобы та красота, которую создают наши флористы, тепло их души трогали сердца людей. Цветочный бизнес в Омске перестал быть стихийным, у нас появились замечательные салоны, где работают наши коллеги, с оригинальным мышлением, со своей темой. Жаль, что они считают нас конкурентами, ведь конкуренции как таковой нет. Люди должны покупать цветы там, где им удобнее и ближе. Но флористическое искусство — вещь тонкая, некоторые наши коллеги, да и сами покупатели, к сожалению, не видят или не хотят видеть разницу между профессионально собранным букетом и букетом, сделанным кое-как. Техникой может овладеть любой, а вот фантазия и любовь к своему делу даны не каждому. Букет, созданный за 15 минут флористом-мастером и начинающим или случайным человеком — это две большие разницы.
Цветочный бизнес рискованный только для непрофессионалов, а когда ты умеешь выбирать луковицы цветов, которые берешь на выгонку, когда знаешь, как приготовить для них почву, когда их нужно поливать и удобрять, то и риска никакого нет. Мы сами готовим землю для цветов, берем на «воспитание» растения, пересаживаем, ухаживаем, и они возрождаются к новой жизни.
Нужно верить в лучшее. По-хорошему, мне пора бы уже продать бизнес и уйти на заслуженный отдых, но я не могу взять и бросить все и всех. Поэтому буду работать и собирать взносы в НГФ. (Улыбается.)

платицына 3

Статьи по теме

В гостях у журнала Цветы побывали:

Людмила Гурченко, Анастасия Волочкова, Алёна Свиридова, Сергей Зверев, Елена Ищеева, Авраам Руссо, Ирина Аллегрова, Лариса Долина, Владимир Жириновский, Ирина Хакамада, Елена Ханга, Ирина Безрукова, Жанна Агалакова, Алсу, Ирина Салтыкова, Николай Басков, Ольга Шелест, Марина Могилевская, Амалия Гольданская, Ольга Кабо, Владимир Турчинский, Ольга Ломоносова, Сергей Астахов, Мария Машкова, Антон Макарский, Алена Апина, Юлия Высоцкая, Вячеслав Зайцев, Юлия Рутберг, Варвара, Анна Михайловская, Екатерина Стриженова, Максим Аверин, Андрей Малахов, Яна Чурикова, Татьяна Веденеева, Янина Романова, Сати Казанова, Сосо Павлиашвили, Андреас Лиепа, Виктория Дайнеко, Согдиана, Гедеминас Таранда, Анастасия Чернобровина, Елена Подкаминская, Саша Савельева, Митя Фомин, Лена Ленина, Слава, Братья Запашные, Виктория Боня, Эвелина Бледанс, Жанна Эппле, Стас Пьеха, Александр Олешко, Марк Тишман, Георгия Мартиросян, Анна Семенович, Ирина Хакамада, Лиза Арзамасова, Елена Воробей, Елена Ваенга, Анастасия Задорожная, Андрей Бартенев, Шура, Алла Довлатова, Наталья Переверзева, Валерия ЛанскаяМихаил Турецкий