В 2022 году легендарному цветочному предприятию «Белая Орхидея» из Омска исполняется 30 лет. Серьезная, значимая и красивая дата. Да и сама его история — удивительная, наполненная яркими интересными событиями. Три десятка лет назад цветочный бизнес в России только зарождался, многое делалось впервые. Коллектив «Белой Орхидеи» — уникальный, здесь царит особая атмосфера, а сотрудники — одна большая и дружная семья, некоторые работают с момента основания. Главная заслуга в этом принадлежит Надежде Борисовне Платицыной, которая все эти годы остается бессменным идейным вдохновителем, генеральным директором и при этом красивой и элегантной женщиной. Она — лауреат Национальной премии в области флористики и ландшафтного дизайна «Цветок Успеха» за вклад в популяризацию профессиональной флористики в Сибири, с 2001 года выполняла роль вице-президента Национальной Гильдии Флористов, а в 2015-м стала президентом НГФ.
Мы встретились с Надеждой Борисовной на Moscow Florist Cup 2022, где и завязался наш диалог.
Надежда Борисовна, с чего началась история «Белой Орхидеи»?
Случилось это в начале 90-х, когда, оставив журналистику, я сменила одну творческую профессию на другую. Причина была проста: мне всегда нравилось писать о событиях интересных и радостных, о хороших людях и достижениях, а новое время диктовало свои запросы, и, как оказалось, мои интересы и ценности совершенно не совпадали с мнением руководства корпункта «Коммерсантъ». Закрывались заводы, казалось, мой родной город просто умирает. Главным источником заработка становилась торговля, поэтому ничего не оставалось, как учиться продавать. В моем случае это могли быть книги или цветы. Я выбрала второе, до этого момента совершенно неведомое направление — флористику.
Апрель 1992 года. В управлении по трудоустройству получила в кредит миллион рублей на организацию рабочих мест, но нужно было всему учиться заново. На тот момент в России не было флористических школ, и я отправилась в Киев, в известную тогда фирму «Роксолана», где подружилась с директором Игорем Добруцким. Он давал мне хорошие советы по организации бизнеса, а однажды сказал: «Главное — не надрываться, все делать по силам. А букеты флорист должен собирать в присутствии покупателя». Мы и сейчас так делаем!
Позднее, когда мы приезжали в Киев на конкурсы, я познакомилась практически со всей элитой зарождающейся российской флористики. Но это было потом, а тогда я вернулась в Омск с мыслью, что нужно открывать салон цветов, ведь на мне висел огромный кредит. И вновь — «Роксолана», где я набрала расходных материалов на полмиллиона рублей. И сразу столкнулась с проблемой логистики. Объем колоссальный. Весь товар привезли в аэропорт Борисполь и выгрузили посреди зала. Это был настоящий кошмар! Тем не менее через час все погрузили в самолет, а в Омске меня уже встречали (правда, с ужасом, ведь салона еще не было). Рассказов о всех перипетиях, что вставали на пути к намеченной цели, наберется на целую книгу! Но начало было положено. А дальше движущей силой стала дружба, которая дороже всего. Люди, о которых я в свое время писала, помогли взять в аренду половину цветочного магазина (позднее мы его полностью выкупили).
Когда открыла магазин, у меня долго вставали на место мозги: на первом месте должен быть бизнес, а флористика — потом. Нужно было контролировать финансы, решать юридические вопросы. Помогло журналистское умение общаться с людьми. Но во мне шла постоянная внутренняя борьба: я понимала, что должна вести себя как бизнесмен и руководитель, но поступать так невыносимо сложно, ведь на мне ответственность за судьбы людей. В нашем коллективе принято выручать друг друга в любых жизненных обстоятельствах, поэтому сотрудникам удалось купить квартиры... Мы жили и живем очень дружно.
Как собиралась команда?
Когда начинали, нас было пятнадцать. Сначала появились девочки, пять человек, которые просто мечтали об этой работе. Решили, что нам нужны грамотные люди, поэтому в «Белую Орхидею» в основном брали специалистов с высшим образованием, а те, кто его не имели, поступали на заочное или вечернее. Оно дает главное — умение учиться дальше и организовывать людей. Считаю, что каждый должен закончить вуз, желательно по профессии. Если отучиться в школе «Николь» после средней, то знаний все равно не хватит, чтобы достичь высот мастерства. В Омске, например, есть институт дизайна, где учат пропорциям, цвету и дизайну интерьеров, костюма — всего на свете. Когда все это знаешь, то можно дальше изучать растения. Девочки с городской и областной станций юннатов попали к нам, потому что отлично знали растения. Почему Роман Штенгауэр многого добился — он талантливый и знает о растениях все!
Как обстояло дело с закупками цветов? Был ли ассортимент из Голландии или в основном отечественные цветы?
А вот с цветами сначала была проблема. Мне приходилось ездить по разным заводам, где были теплицы, в которых выращивали зелень. К счастью, в Москве познакомилась с Юрием Худяковым, директором замечательной фирмы «Амадей». В течение трех месяцев каждую неделю летала к ним за голландскими цветами, по шесть часов просиживая в аэропорту в ожидании обратного рейса. Но постепенно процесс наладился, и поставки стали приходить к нам без моего непосредственного участия.
В то же время мы отправлялись за растениями по близлежащим полям и лесам: водитель, директор и дежурный флорист. Собирали ветреницу, фиалки, кермек. В букете эти простые и привычные местным жителям цветы выглядели так красиво, что наши клиенты даже не всегда их узнавали. А сегодня уже 20 лет как в Омске есть совхоз декоративных культур, где выращивают цветы на срезку. Мы многое умеем делать не хуже голландских агрономов.
Где и у кого учились ваши мастера?
Поскольку мы осваивали новое направление, то и учиться нужно было постоянно. Ездить в другие города было невыгодно, поэтому я приглашала преподавателей к нам. Приезжали Индрэк Каэли, Николай Агоп, многочисленные голландцы. Флористы «Белой Орхидеи» учились у самых именитых иностранных мастеров, среди которых были Янош Сабо, Питер Хесс, Николь фон Болецки, Карл Цубер, Аннета Кампинг, Клаус Вагенер, Ян Аартсен, Кейс Так, Даниэль Ост. Но нашим главным и самым любимым педагогом был Питер Хесс. Мы приезжали к нему в Москву, группами по три – пять человек.
Какие флористические мероприятия проводились в те далекие 90-е годы?
Наступил момент, когда стало очевидно, что хорошего клиента нужно воспитывать, формируя его вкусы и представления о нашей профессии, а для этого необходимо устраивать красочные цветочные мероприятия в городе. Ведь чем больше люди знают о цветах, тем они больше их любят.
Напротив нашего салона размещался Театр юного зрителя, директором которого была моя бывшая коллега, журналистка. В 1994 году, когда не было еще Национальной Гильдии Флористов, мы организовали конкурс «Бал цветов». И как все обрадовались этому событию! На самое первое соревнование собрались 19 участников, география — от Урала до Дальнего Востока. Проводили мы эти конкурсы девять лет, и все тогда объединились вокруг «Белой Орхидеи». Геннадий Ластовский как-то сказал: «Как хорошо приезжать к тебе в гости, потому что в Омске люди замечательные. Когда за тобой закроется дверь, никто не скажет вслед ничего плохого». Участвовали и москвичи, и питерцы, и голландцы. Кстати, Рома Штенгауэр впервые вышел на конкурс именно в Омске и сразу получил серебро. Был он еще совсем юный, но по нему как-то сразу было видно: будущий чемпион.
А какие темы придумывали! Невероятные, сказочные, литературные: «Маленький принц», «Алиса в Стране Чудес», «Мастер и Маргарита»... Наше поколение читающее, а молодежь сегодня берет в руки книги все реже и реже, потому концепции и темы конкурса тоже стали другими. Жизнь изменилась. Да и я в последнее время все больше чеки читаю, мой муж по этому поводу уже беспокоиться начал. (Смеется.)
В каких конкурсах участвовали флористы «Белой Орхидеи»?
На свой первый международный конкурс мы вышли в 1995 году. Это был знаменитый фестиваль «Цветы в Кремле». Готовились очень серьезно. Тема «Весна Стравинского» — невероятно трудная. Чтобы проникнуться и понять ее, флористы слушали музыку, смотрели балет. В тот раз мы взяли первое и второе места в номинации «Дебют», а на следующий год одержали победу в номинации «Мастера». С тех пор москвичи наших флористов немного побаиваются. (Смеется.)
В конкурсах и чемпионатах, проводимых Национальной Гильдией Флористов, наши девочки Алёна Пермякова и Марина Кутузова участвовали девять раз и ниже шестого места никогда не опускались.
А какие приятные воспоминания связаны с этими событиями! Все замечательные ребята — нынешние чемпионы росли у меня на глазах: Роман Штенгауэр, Саша Бермяков, Костя Лазарев, Роман Зарубин... Они не раз бывали в Омске, любят наш город, и на 20-летний юбилей салона приезжали. Ведь Гильдия флористов — это дружба, сила и братство, а взнос пять тысяч рублей — не такие уж и большие деньги сегодня...
Вы стояли у истоков создания Национальной Гильдии Флористов. Как это было, какие цели и задачи ставились на тот момент?
Мысль зародилась примерно в 1996 году, когда по приглашению Кейса Така мы с Ириной Давыдовой приехали на конкурс в Голландию. В некоторых европейских странах существовали национальные ассоциации флористов, проводились отборочные соревнования, а лучших мастеров отправляли на более серьезные состязания, в том числе на Кубок Европы. В России на тот момент подобной организации не было, а чтобы российские мастера могли участвовать в зарубежных конкурсах, требовалось членство в Европейской Федерации Флористов FEUPF (ныне FLORINT). Поэтому в 2000 году мы организовали Национальную Гильдию Флористов с мыслью, что нам следует вступить в FEUPF. Проводили открытые конкурсы, приглашали к участию иностранных мастеров. Да, они прекрасно владели техникой, им было доступно невероятное количество цветов, они имели больше финансовых возможностей, но фантазии у российских участников всегда было больше. Считаю, что иностранцы многому научились у наших ребят. В июне 2005 года, когда президентом НГФ была Галина Григорьевна Пергаменщикова, делегация FEUPF прибыла в Москву, где в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча совета директоров FEUPF и совета Гильдии. Мы все съехались из разных городов страны. Россию приняли в европейское сообщество, и в 2011 году мы покорили европейский флористический Олимп: Наталья Жижко стала чемпионкой Европы. НГФ получила золотое членство во FLORINT. К сожалению, сегодня ситуация очень сложная, и Россию отстранили от участия в Europa Cup 2022.
Что изменилось за эти годы? Кто в вашей команде сейчас?
Мои дорогие ребята-флористы, которые все выросли у меня на глазах, многому научились... Некоторым стало тесновато в Омске, и они разлетелись по всей стране: Марина Кутузова — в Екатеринбург, Лена Вахонина — в Сочи, Оксана Еремеева — в Москву... Наверное, самой большой моей ошибкой было считать, что люди должны работать на одном месте. Нужно менять кровь. Однако сегодня по-прежнему с нами Алёна Пермякова, подрастают молодые мастера.
В рамках НГФ мне очень помогает Серёжа Карпунин. Когда не стало Галины Григорьевны, то в наших рядах произошел раскол. В 2015 году президентом Гильдии выбрали меня, и я попросила Сергея взять на себя миссию по проведению чемпионата России. Он знал, как это делается и как это непросто. Все эти годы мы с ним на связи, а высочайший уровень всех наших конкурсов — это его заслуга, и я ему очень благодарна.
Какие изменения происходят в цветочной отрасли сегодня?
Все, что сегодня происходит в мире, не может не сказываться на цветочном бизнесе. За эти 30 лет в жизни флористического сообщества случалось множество разных событий. В лихие 90-е, когда все только начиналось, иметь магазин в центре города, да еще с такими роскошными цветами и огромными оборотами... Уму непостижимо, как выжили! А сколько еще всего пережили: фитосанитарный карантин по трипсу, кризисы, пандемию и эту совершенно невообразимую тему «Дети вместо цветов». Ну как ее можно принять?! Мы дарим цветы врачам, артистам и, конечно же, учителям. Они достойны этого. Пусть хотя бы раз в году, но у каждого будет миллион алых роз!
Надежда Борисовна, довольны ли Вы теми результатами, которых удалось достичь «Белой Орхидее» за эти годы?
Я сделала все, о чем мечтала. Мы лучшие в городе и одни из лучших в России. Очень хочется, чтобы та красота, которую создают наши флористы, тепло их души трогали сердца людей. Цветочный бизнес в Омске перестал быть стихийным, у нас появились замечательные салоны, где работают наши коллеги, с оригинальным мышлением, со своей темой. Жаль, что они считают нас конкурентами, ведь конкуренции как таковой нет. Люди должны покупать цветы там, где им удобнее и ближе. Но флористическое искусство — вещь тонкая, некоторые наши коллеги, да и сами покупатели, к сожалению, не видят или не хотят видеть разницу между профессионально собранным букетом и букетом, сделанным кое-как. Техникой может овладеть любой, а вот фантазия и любовь к своему делу даны не каждому. Букет, созданный за 15 минут флористом-мастером и начинающим или случайным человеком — это две большие разницы.
Цветочный бизнес рискованный только для непрофессионалов, а когда ты умеешь выбирать луковицы цветов, которые берешь на выгонку, когда знаешь, как приготовить для них почву, когда их нужно поливать и удобрять, то и риска никакого нет. Мы сами готовим землю для цветов, берем на «воспитание» растения, пересаживаем, ухаживаем, и они возрождаются к новой жизни.
Нужно верить в лучшее. По-хорошему, мне пора бы уже продать бизнес и уйти на заслуженный отдых, но я не могу взять и бросить все и всех. Поэтому буду работать и собирать взносы в НГФ. (Улыбается.)