Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Наталья Миронова: "Я благодарна судьбе, что выбрала флористику"

Опубликовано в Персона. Лицо с обложки журнала Цветы , 22 Февраль 2021
4187

Московский флорист, биоэколог по первому образованию и новая чемпионка России по профессиональной флористике Наталья Миронова в особом представлении нашим читателям не нуждается. Выпускница школы флористов-дизайнеров «Николь», она не единожды принимала участие в чемпионате России, и еще в 2018 году стала его бронзовым призером. И вот теперь — победа, заслуженная и ожидаемая.

 

 DSC7093

 

Наталья, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о своем участии в главном конкурсе страны. Вы довольны?

В этом году для меня были несколько неожиданными простые, на первый взгляд, задания. Сначала это даже повергло меня в некое замешательство: я не представляла, что мне делать. Но когда все обдумала, то поняла, что можно сделать интересно и глубоко, можно достойно показать себя и свои возможности в этих работах. Впечатления и воспоминания о конкурсе у меня самые положительные. Я давно участвую в чемпионате России и не буду скрывать, что хотела победить. До сих пор не верится, что на полке стоит мой кубок. Это моя первая серьезная победа в конкурсе, она дорогого стоит.
Результатом я довольна, все работы мне и сегодня нравятся: получилось все так, как задумала. Правда, немного расслабилась в конце, на последнем сюрпризном задании, а ведь могла бы сделать дизайн и поинтереснее.

 

В январе 2020 года в интервью журналу Вы сказали, что планируете участвовать в чемпионате России. Но год выдался неожиданным и сложным. Не возникало ли желания отложить участие?

Нет. Решение участвовать в чемпионате каждый год, пока не придет победа, не собиралась менять ни при каких обстоятельствах. Год действительно был очень непростым. Оплату за участие пришлось собирать буквально по крупицам. Немного расстроилась, узнав, что участников будет всего шесть. Но я всегда ставлю перед собой цель, которую стараюсь достичь во что бы то ни стало. Каждый год — это некий этап, очередная ступень развития и становления в профессии. Если цели нет, то складывается ощущение, что я ничего не делаю.

 

Пришлось ли Вам, как опытному участнику, столкнуться с проблемами в процессе подготовки?

В этом году все было иначе. У меня выдался очень напряженный август, а на серьезную подготовку удалось выделить всего пять дней. Но над работами думала очень много. Корзину сразу решила не брать готовую, а сделать своими руками: в тропическом стиле, с экзотическими цветами. А венок обдумывала и мысленно переделывала до самого последнего момента. Очень сложно было определиться с букетом. Сразу решила, что буду использовать коробочки мака. В фактуру, которая получается из крышечек-звездочек, влюбилась четыре года назад. Но до последнего дня не могла решить, как именно хочу их преподнести. Идей было много! Как будет выглядеть мой букет, как расположить в нем маки, я поняла только за три дня до конкурса. И так отрадно было слышать положительные отзывы о своем букете! Например, что в него «хочется нырнуть и плавать внутри». Кроме того, я решила, что не буду заказывать цветы, а поеду и куплю то, что будет в продаже. В основе замысла были два-три базовых цветка, остальные я просто подбирала под них. И удача улыбнулась, все удалось приобрести в один день. Даже когда делала заказ заранее, такого везения не случалось.

 

Наталья, а кто помогал, поддерживал, кто был Вашим тренером?

Поддерживали все: друзья, знакомые, коллеги, семья. Все мечтали, чтобы я, наконец, победила. Безумно благодарна моей ассистентке Оксане Грибковой. На все пять дней подготовки она переехала ко мне. Мы готовились день и ночь, ну и немного спали, конечно. (Улыбается.) Тренеров как таковых у меня не было. Я решила, что не хочу ни с кем советоваться, задала только один вопрос по технической части Наталье Михалёвой. Идеи, композиция — все только мое, потому что только в этом случае я могу полностью чувствовать работу своей и гордиться успехом. За все ошибки винить только себя. Если же случится победа, то она будет полностью моя.

 

70B01048-8BB5-428E-BE65-9EE6223113E2

 

Темы домашних заданий известны заранее. Как рождаются идеи и образы?

Когда первый раз читаю задание, чувствую некоторую панику. Но стоит обдумать — и приходят идеи, вдохновение. Основной толчок воображению дает материал, но может — и образ, и форма и, конечно, тема задания. Для меня, пожалуй, особое значение имеет материал. Когда вижу новый материал или что-то даже хорошо знакомое, начинаю его чувствовать, ощущать, трогать, а еще подчеркнуть и приумножить его особенности. Так рождается идея для будущей работы.

 

Форма Вашего конкурсного букета навеяна впечатлениями от работы Армана Восканяна с чемпионата России?

Да, это правда. Его букет был очень запоминающийся, он меня просто покорил. Я очень благодарна Арману за вдохновение. На конкурсах к работам участников как со стороны судей, так и со стороны зрителей всегда очень пристальное внимание. Некоторые работы западают в душу, и спустя время что-то подобное может проявиться и в твоей работе.

 

Ваш букет получился очень ярким и красивым. И конечно, он совсем другой. Маковые коробочки сами собирали?

Нет, коробочки для букета собирала моя свекровь. Она подошла к этому вопросу со всей ответственностью. Именно на ее огороде выросли маки для моего букета. Когда крышечки соединились между собой, то получился невероятно красивый ажурный узор.

 

D8A1C7A3-57DB-453A-A452-91D32CC03FE7

 

 

Наталья, чем Вы занимались во время карантина? Способствовали ли сложившиеся обстоятельства лучшей подготовке к конкурсу?

Накануне карантина нас всех уволили из компании. Первые две недели я попросту бездельничала. Да простят меня за это читатели. Однако бездельничала творчески: играла на барабанах, делала заготовки. Потом взяла себя в руки и начала готовить работы для съемок. Это было время перемен: сделала перестановку в доме, устроилась на новую работу. Но отдохнула я очень хорошо, что и позволило подготовиться к чемпионату всего за пять дней.

 

У многих флористов в доме со временем образуется «кладовая» с заготовками для будущих цветочных шедевров. Сколько «драгоценного хлама» ждет своего часа в Вашей квартире?

Просто бесчисленное множество! (Смеется.) Недавно я разобрала всю фурнитуру по коробкам, поставила четыре новых стеллажа, которые теперь заняты флористическим материалом, заготовками, разными проволочными каркасами и прочими совершенно необходимыми вещами. Теперь у меня все красиво и аккуратно.

 

Давайте отвлечемся от флористики и поговорим о других Ваших увлечениях — музыке и живописи. Почему выбрали именно барабаны? Вы такая хрупкая девушка, неужели это совсем не тяжело?

Если честно, то мой выбор был поначалу загадкой и для меня. Однажды я слушала свою любимую группу, и меня зацепило безумно красивое соло на барабанах. Это послужило отправной точкой. В Сети попалась реклама пробных занятий. Пошла, попробовала и решила: «Мое!» Это не тяжело, но отнимает очень много времени и сил. Поначалу мне даже пришлось месяца на три забросить свои флористические заготовки и заниматься каждый день не менее двух часов, чтобы добиться результата. Самое тяжелое — это научить свой организм думать и работать всеми конечностями одновременно. Зато какая чудесная эмоциональная разрядка! Я погружаюсь в совершенно иной мир. Занятие очень активное и полностью противоположное флористике. Оно дает энергию, драйв, вдохновляет на яркие действия! Хочется жить, творить. Настоящий энерджайзер!

 

366282B6-34AB-49D5-93AD-8D9C718A5F9C

 

Живопись и флористика более близки между собой. Цвет решает многое при работе с цветами. А Ваши живописные работы — о чем они?

Мои картины не совсем мои. Я больше срисовываю, нежели рисую, но не просто копирую, а добавляю свои эмоции, настроение и отдельные детали. В основном рисую и сразу дарю — близким, знакомым, друзьям на дни рождения, а иногда и просто так. Дома у меня всего четыре моих картины. Когда выбираю сюжет, то иду от личности человека и от своего эмоционального состояния: какие чувства он вызывает у меня, какие эмоции хочу подарить. Одна моя подруга очень любит балет. Она же подсказала мне сюжет для одной из прошлых конкурсных работ по мотивам балета «Жар-птица». И я нарисовала ей балерину, но изменила цвет платья, сделав его красным, по ассоциации с жар-птицей. Однако законы колористики никто не отменял. В своих рисунках я иду от оригинала, но меняю некоторые детали, при этом картина должна остаться гармоничной.

 

Одну из своих работ Вы подарили Наталье Жижко после ее успешного выступления на чемпионате мира. Сюжет той картины родился заранее?

Нет, картину я нарисовала уже после ее победы. Наталья вдохновила меня своей жизнерадостностью и трогательным отношением к любимому делу. Поэтому я выбрала сюжет, где маленькая девочка держит крошечную птичку. Изменила цвет волос девочки на рыжий, а еще на картине появились одуванчики, потому что Наташа жизнерадостная и ассоциируется у меня с одуванчиком.

 

Сколько картин на счету художника Натальи Мироновой? Не вытеснит ли со временем это увлечение флористику?

Примерно 15 картин, а карандашных работ существенно больше. Умение рисовать передалось мне от отца, но я была категорически против обучения в художественной школе. Мне не хотелось рисовать все время, рисовать то, что мне не нравится, да еще и посвятить этому всю жизнь. Это занятие не должно было стать моей работой, поэтому в какой-то момент в знак протеста я перестала рисовать совсем, но ненадолго. Ведь от живописи я получаю огромное удовольствие, и это помогает мне в работе. Флористику мои увлечения не вытеснят никогда. Флористика — это безграничный океан возможностей, и к ней я никогда не потеряю интерес. Даже если придется искать работу для заработка в другой области.

 

61C5982F-E36B-40B0-BBF7-652644D4E320

 

А что обычно дарят Вам друзья и родные? Не боятся ли дарить цветы? И был ли какой-то особенный подарок по случаю победы на чемпионате?

Подарки дарят самые разные. Иногда я сама прошу подарить хорошие инструменты, в последнее время очень люблю мягкие игрушки. Цветы тоже дарят, но немного. А самый большой подарок судьбы — это недавняя поездка в Сочи после конкурса. Особенное в ней то, что я давно собиралась сама, но не сложилось. И вдруг неожиданно случился проект, и я попала в Сочи именно в те дни, когда хотела.

 

Какие цветы Вы любите? Есть ли цветовые предпочтения? Как часто они меняются?

Цветы прекрасны, я люблю их все. Особенно пышные и свежие. (Смеется.) Правда, есть не очень любимые: гиацинты и фрезии — из-за сильного аромата, а еще не нравится работать с тюльпанами. Если говорить о цветовых предпочтениях, то люблю монохромные и родственные по цветовому кругу. Не жалую контрасты, некоторые у меня просто под запретом. Но существуют цветовые переходы, которые позволяют объединять цвета. Любое цветовое сочетание можно сделать великолепным. Смена настроений и предпочтений происходит очень быстро, порой просто молниеносно. Могу увидеть безумно красивый цветок, оттенки и цветовые сочетания которого вызовут у меня восторг. И сразу захочется сделать с ним какую-то работу. Но также быстро могу и потерять интерес. Многое зависит от настроения.

 

Можете ли Вы отнести свое творчество к какому-либо стилю?

Мне нравится работать в разных стилях, в каждом есть что-то привлекательное. В моих предпочтениях порой происходит молниеносная эволюция, это зависит от разных обстоятельств. Относить свое творчество к определенному стилю не хочу. Мне нравится пробовать новое, экспериментировать, использовать в работе разные техники.

 

 20180616 153055

 

Вы принимали участие в разных проектах. Какой запомнился больше всего?

Больше всего запоминаются некоммерческие проекты, когда делаю что-то неординарное, необычное. И каждый раз в памяти остается самое важное: люди, процесс или сам объект. Совсем недавно делали интересную инсталляцию в природном стиле: настоящее поле с камнями, корягами, травой «выросло» в здании с колоннами. Для этого собрали огромное количество вейника. Получился удивительный уголок природы, а в самом центре помещения стоял огромный рояль. Очень эффектно!

 

Что Вы думаете о сочетании творчества и коммерции в работе флориста? Что для вас важнее?

Коммерция есть коммерция, и она нас кормит. Но, на мой взгляд, важны обе составляющие. Ведь так приятно, когда люди готовы покупать что-то не совсем обычное, а не просто переупакованные цветы. Я всячески стараюсь привносить свои творческие идеи, интересные техники и материалы в коммерческие работы. Делаю необычные каркасы, добавляю в работы природный материал. На мой взгляд, в витрине салона обязательно должен быть хотя бы один нестандартный букет. Людей нужно заинтересовать и постепенно приучать к новому. Я не могу представить самореализацию без творчества, поэтому часто делаю работы для себя, чтобы остались красивые фото. Процесс создания приносит огромное удовольствие и радость. Признаюсь, что творческая составляющая нашей профессии мне ближе и приятнее. Развиваться буду именно в этом направлении. Однако в коммерции всегда есть место творческому началу. Наиболее ярко оно проявляется в новогодних аранжировках, когда можно реализовать самые безумные идеи, сделать невероятные формы, которые не могут не привлечь внимание клиентов, и это все может продаваться. Считаю, что в Новый год творчество и коммерция просто неразделимы.

 

CB8AD701-6AB2-4296-B395-598965DE484F

 

Во флористике Вы уже десять лет. Случались ли трудные моменты в карьере, когда хотелось все бросить и заняться чем-то другим?

Нет, ни разу не пожалела, что выбрала профессию флориста. И очень благодарна судьбе, что она привела меня именно во флористику.

 

После окончания чемпионата прошло не так много времени. Что эта победа значит для Вас? Какие изменения случились в жизни, в профессиональном или личностном плане?

Победа на чемпионате стала для меня новой отправной точкой, переходным моментом в карьере, началом чего -то нового. Все эти 10 лет я мечтала об этом дне. Именно поэтому я пошла учиться в «Николь»: чтобы научиться делать достойные чемпиона работы. Сегодня моя жизнь как будто разделилась на до и после. Конечно, мне было очень приятно получать поздравления — а поздравляли меня еще целых три недели после конкурса. Сразу поступили новые предложения о работе. Появилось много новых знакомств и возможностей, которые я определила для себя сама. Все это подняло меня на новый уровень. Начались съемки обучающих видеороликов. А в личностном плане... Всю жизнь я пыталась доказать себе, что не про ¬ сто так в этой профессии, что сделала правильный выбор. Став чемпионкой России, нашла этому новое подтверждение. Победа еще раз доказала, что мои работы могут дарить радость многим людям. Было так отрадно, когда многие, в том числе и судьи, отметили, что даже если участников было бы больше (и, соответственно, больше работ), то мои творения все равно заняли бы лидирующие позиции.

 

Что в целом дают профессиональные конкурсы флористу?

Участие в конкурсе — это всегда новые идеи, новые знакомства. Они помогают флористу развиваться, раскрывать свой потенциал и выражать те чувства и эмоции, которые практически невозможно показать в коммерческих работах. Здесь каждый выкладывается по максимуму. Начинает другими глазами смотреть на свое творчество, на технические моменты, особенно когда сталкивается с системой судейства, понимают свои ошибки. На конкурсах всегда есть место для самых смелых идей, которые раньше не было возможности воплотить из-за нехватки сил, времени и средств. Важно и то, что конкурс — это отличный тренинг стрессоустойчивости.

 

Наталья, дайте несколько советов для начинающих флористов, как «пробиться» и преуспеть?

В первую очередь — образование, без основ и базовых навыков никак нельзя. Выбирайте школу по душе. Посетите несколько пробных курсов, чтобы найти свою. Сейчас для этого есть все возможности. Но важно понимать, для чего вы хотите учиться, что приносит больше удовольствия: только коммерция или высокая флористика тоже имеет место быть. А чтобы пробиться... В первую очередь нужно не бояться экспериментов, но делать это нужно правильно, со знанием основ композиции, цветов и колористики. Я бы посоветовала попробовать еще и разные места работы. Кто-то скажет, что это неправильно. Некоторые работодатели смотрят на подобные переходы негативно и отдают предпочтение постоянству. Но на начальном этапе стоит получить больше опыта и общаться с разными клиентами. Безусловно, при этом нельзя терять чувство меры: менять место работы каждые два месяца явно не стоит. Для работы в коммерции, на мой взгляд, нужно приобрести навыки в области менеджмента и рекламы, а также умение ладить с людьми. Если на первом месте творчество, то тут важно заявить о себе в профессиональной среде: участвовать в разных конкурсах, в том числе и онлайн, пробовать, экспериментировать, творить.

 

DSCN6922

 

Какие проблемы в цветочной отрасли, на Ваш взгляд, сегодня выходят на первый план?

Сейчас весь мир живет в новых и непростых условиях, и цветочная отрасль не исключение. Ситуация выявила нестабильность нашей профессии, стало понятно, насколько она не первостепенная для потребителя. Цветы не переставали покупать, но мы увидели, как все хрупко, как быстро нужно преобразовывать свой бизнес под текущую ситуацию. Увы, в нашей стране профессия флориста ценится не высоко. Достойная оплата труда есть далеко не во всех цветочных салонах. Я столкнулась с этим лично, когда искала летом работу. А ведь представителям нашей профессии нужно многое знать и уметь, плюс работа физически достаточно тяжелая. Связано это напрямую с тем, что цветочная отрасль не является первостепенно значимой, а клиентам подчас не хватает вкуса и понимания. Как только ситуация изменится, наша профессия и отрасль в целом только выиграет и получит более высокий статус в глазах людей.

 

Каковы на сегодняшний день тенденции развития рынка флористических услуг?

Тенденции, как и стили, присутствуют самые разные. Не могу сказать, что лично мне все нравится. Зачастую, чтобы достичь вау-эффекта, используются не самые стильные приемы. А ведь выбор цветов и растений просто огромен, и не составит большого труда найти в нужной палитре красивые натуральные материалы и цвета. Радует то, что потребитель все чаще готов видеть больше необычного в дизайне, становится более открытым к экспериментам. И это прекрасно!

 

 Mironova 4 det B

 

Какой Вы хотели бы видеть флористику в будущем?

Хочется видеть флористику более креативную и рукотворную, с достойной оплатой труда. Надеюсь, что флористы будут больше внимания уделять сочетанию цветов, чаще использовать в работах природные материалы, вегетативные стили. Сейчас пока этого явно не хватает, но я верю, что однажды это обязательно случится.

 

Ваши планы и пожелания коллегам.

Мои ближайшие планы и следующая ступенька — курсы мастеров в школе «Николь». Собираюсь заняться преподавательской деятельностью и организовать несколько мастер-классов на разные темы. Опыт уже есть, есть что рассказать и чем поделиться. Хочу пожелать получать удовольствие от своей профессии, от своего труда. Работа должна приносить удовольствие, а не быть только способом зарабатывания денег.

 

9FFFDF34-3943-4F4A-B5BF-092B87F5491E

 

Статьи по теме

В гостях у журнала Цветы побывали:

Людмила Гурченко, Анастасия Волочкова, Алёна Свиридова, Сергей Зверев, Елена Ищеева, Авраам Руссо, Ирина Аллегрова, Лариса Долина, Владимир Жириновский, Ирина Хакамада, Елена Ханга, Ирина Безрукова, Жанна Агалакова, Алсу, Ирина Салтыкова, Николай Басков, Ольга Шелест, Марина Могилевская, Амалия Гольданская, Ольга Кабо, Владимир Турчинский, Ольга Ломоносова, Сергей Астахов, Мария Машкова, Антон Макарский, Алена Апина, Юлия Высоцкая, Вячеслав Зайцев, Юлия Рутберг, Варвара, Анна Михайловская, Екатерина Стриженова, Максим Аверин, Андрей Малахов, Яна Чурикова, Татьяна Веденеева, Янина Романова, Сати Казанова, Сосо Павлиашвили, Андреас Лиепа, Виктория Дайнеко, Согдиана, Гедеминас Таранда, Анастасия Чернобровина, Елена Подкаминская, Саша Савельева, Митя Фомин, Лена Ленина, Слава, Братья Запашные, Виктория Боня, Эвелина Бледанс, Жанна Эппле, Стас Пьеха, Александр Олешко, Марк Тишман, Георгия Мартиросян, Анна Семенович, Ирина Хакамада, Лиза Арзамасова, Елена Воробей, Елена Ваенга, Анастасия Задорожная, Андрей Бартенев, Шура, Алла Довлатова, Наталья Переверзева, Валерия ЛанскаяМихаил Турецкий