С чемпионата Европы по флористике Europa Cup в Генуе, на котором флорист из Новосибирска Роман Штенгауэр завоевал серебро и приз зрительских симпатий, прошло два года. Что изменилось в жизни европейского вице-чемпиона за это время? Мы встретились с Романом в один из его приездов в Москву и поговорили по душам.
Роман, какие изменения произошли в Вас лично и в отношении окружающих и коллег после чемпионата Европы? Стало ли больше предложений?
Я бы не сказал, что тут же посыпались предложения, и отбоя от них нет. Да, их, безусловно, стало больше. Со многими людьми, которые приглашают меня принять участие в шоу или провести семинар, я был знаком и раньше, просто теперь предложения поступают более уверенно. Есть люди, для которых наличие чемпионского статуса играет роль. Для меня — нет, во мне ничего не поменялось: как работал, так и продолжаю работать. Звание чемпиона, по-моему, это, скорее, не бонус, а дополнительная ответственность. Нельзя допускать ошибки, работы должны быть как можно более качественными. Надо соответствовать какой-то планке. Хотя, может, ничего я не должен. Да, чемпион России и вице-чемпион Европы, но такой же человек, как и все, и имею право на ошибки. Однако все равно стараюсь быть чуть выше в профессиональном плане, чем был раньше.
Каким проектам Вы отдаете предпочтение сегодня?
Наверное, как и многие, я занимаюсь всем и особенно не выбираю. Продолжаю работать в компании «Сибирская Орхидея» — в салоне и в школе. Много езжу: преподаю и участвую в разнообразных шоу и демонстрациях. Мне интереснее показы. Что касается преподавательской деятельности, то есть темы, в которых флорист комфортно себя чувствует и делает все с удовольствием, а есть, что называется, из серии «попросил заказчик». В последнее время стараюсь отказываться от тем, в которых чувствую себя некомфортно, и предлагать какие-то альтернативные варианты. Интересно многое, хочется все попробовать, рассмотреть новые темы. То же самое с участием в выставках, демонстрациях: привлекают посещение новых мест, знакомство с новыми людьми. И потом, любой проект — это всегда опыт, положительный или отрицательный, он равно полезен.
А что из последнего вызвало наиболее яркие эмоции?
Наверное, участие в шоу в Японии. И сама страна яркая и необычная, и мероприятие насыщенное, собирающее много интересных флористов. Отдаленно напоминает чемпионат Европы или мира, но проходит в другом формате. Здесь флористы не только реализуют свои идеи, творческий потенциал, но и соревнуются, причем спокойно, без стресса. Опять же, новые знакомства, новые яркие впечатления, новый опыт, новые цветы, новые сорта, которые можно встретить только в азиатских странах. Например, меня впечатлили местные глориозы непривычных расцветок и с очень длинными стеблями. К тому же, такие мероприятия еще и реклама.
Роман, Вы много преподаете. А сами продолжаете учиться? Посещаете ли семинары? Что они дают опытному флористу?
В последнее время получается посещать семинары для преподавателей в Калининграде. Но с удовольствием бы ездил куда-нибудь еще.
Может, опытный флорист глобально уже ничему не учится, ведь все возможное уже перепробовано. Когда человек впервые приходит на занятия, он получает огромный объем знаний, умений, техник. А чем больше работает, чем больше практикует и посещает семинары, процент новых знаний и техник в общем объеме материала становится все меньше и меньше. Однако в постоянном обучении есть смысл. Вроде бы на семинаре ничего особенного узнать не пришлось, а все равно он был полезен: то зацепил материал интересный, то идея новая родилась... Для флориста с опытом такие семинары нужны больше для вдохновения, там можно получить «волшебный пинок» и начать что-то придумывать. С другой стороны, я преподаю, поэтому мне важны еще методические и педагогические аспекты обучения.
А что еще может стать источниками вдохновения, подсказать идею?
Да что угодно! Иногда, бывает, готовлюсь к семинару и захожу в тупик: кажется, уже все придумано. А на занятиях кто-то из студентов неожиданно (нередко и для самого себя) подкидывает хорошую идею.
Стараюсь обращать внимание на окружающий мир. Очень много идей, что называется, носится в воздухе. Стоит внимательно присмотреться к интерьеру, дизайну экстерьера, ландшафту — готово, родилась идея. А сколько всего может подсказать природа! Знания и тот факт, что надо быть постоянно в тонусе, генерировать идеи, заставляют на все смотреть чуть-чуть по-другому, обращать внимание на какие-то мелочи, по которым раньше взгляд просто скользил.
Роман, изменился ли за последнее время стиль Ваших работ? С чем сейчас более всего работаете?
Меня пока не отпускает «пушистая» тема: одуванчики, асклепиасы, все легкое, воздушное, мягкое. Конечно, это не вчера и не мною придумано, но с этими материалами мне очень интересно работать.
Изменился ли стиль... Это виднее со стороны, но одно отмечу: изменилось отношение к цвету. Вернее, я стал больше внимания обращать на работу с цветом, постоянно пробую и ищу новые интересные цветовые сочетания. Кроме того, эта тема в принципе сейчас интересна людям, потому что Институт цвета Pantone активно продвигает цветовые тренды. А мне интересно это с точки зрения флористики. Одно дело, когда я говорю клиентам или студентам: «Посмотрите, какое красивое сочетание». И совсем другое, когда добавляю: «Это — цвет года, он в тренде. Это, между прочим, Pantone». (Смеется.) Для многих звучит весомо. Иногда даже доходит до маразма, когда каждая невеста заказывает оформление в «модном трендовом цвете».
Мне нравится узнавать историю возникновения цветовых сочетаний. Смотрю на шкалу цвета, которую предлагают дизайнеры, и думаю: «Как же круто они все подобрали!» А потом вижу фото, взятое из природы, городской среды или еще откуда-то, которое послужило для дизайнера источником вдохновения. И оказывается, что все цвета взяты из этой картинки! Все просто как дважды два, ну или как букет по спирали собрать!
Какой сейчас Ваш любимый цвет или сочетание? Цвет сезона по версии Романа Штенгауэра?
Мне очень нравятся всевозможные оттенки серого и серо-коричневого. Разные природные сочетания: сухие листья, колосья, корни, коряжки, выбеленное дерево. Сухие материалы очень эффектно контрастируют с живым ярким материалом. Живое становится еще более живым на фоне неживого сухого материала, и этот контраст мне очень нравится. Мне, если честно, все равно: в тренде эти сочетания или нет. Тренды, в сущности, некая подсказка для тех, кто ленится или не может сам придумывать. Это готовое решение. Да, конечно, с ним легко и просто работать, но, мне кажется, мы в состоянии сами что-то генерировать и продвигать собственный тренд, свое имя. Тот, кто выбирает путь наименьшего сопротивления, тот берет готовый тренд. А ведь можно показать, что тренд трендом, но есть и другие красивые сочетания. Да, это сложнее продвинуть, но обязательно найдутся те, кому это будет интересно. Как в моде: модные вещи интересны, притягательны, но не всем они к лицу. Важно найти свой стиль, иметь свое лицо.
А как клиенты «Сибирской Орхидеи» реагируют на Ваши творческие поиски?
Наши клиенты и жители города в целом — народ продвинутый. Они следят за тенденциями, им можно многое предложить. Есть достаточное количество людей, готовых к креативным решениям и интересному дизайну. Не скажу, что за такими работами становятся в очередь, но многие оценивают их по достоинству. Этому способствует и развитие соцсетей (например, «Инстаграма»), где можно следить за деятельностью флористов. Неоднократно мы сталкивались с ситуациями, когда начинали предлагать какие-то традиционные коммерческие варианты оформлений, а клиенты говорят: «Зачем вы мне это предлагаете, что я, не вижу, что вы умеете делать?!»
Но иногда, когда что-то нетривиальное показываю на семинарах, студенты говорят: «У нас это не покупают, потому что не понимают».
Убежден, что клиента нужно воспитывать. Всегда будут те, кто не примет идеи конкретного мастера никогда. Ну, они найдут другой салон и станут ходить туда, а другим необычные идеи будут интересны.
У нас есть клиент, который ходит к нам уже 10 лет и всегда покупает белые розы. Ничего ему больше не надо, что бы мы ни предлагали. И вот однажды он сказал: «Мне так нравится у вас бывать, у вас всегда что-то новое и интересное, всегда что-то оформляете, что-то придумываете». Это тоже показательно. Может, люди не купят сложную флористическую работу, но они хотят видеть что-то интересное, чему-то удивляться. Приходят в салон, чтобы побыть в атмосфере творчества.
Какие оформления создают атмосферу вашего салона?
При оформлении салона мы очень много работаем с натуральными материалами, это наша любимая тема. Стараемся создавать универсальное оформление: придумываем концептуальную идею, а к ней что-то добавляем в соответствии с сезоном. Например, однажды оплели потолок ветками и зимой вешали на них шарики, на День святого Валентина — сердечки, весной — птичек, а летом — бабочек. Несколько лет назад в салоне был настоящий березовый лес, а сейчас стоят деревья, плетенные из бамбуковых прутьев. Обычно под такое оформление задействуем весь салон, каждый его уголок. Витрины оформляем чаще.
Роман, как Вы справляетесь с кризисом в творчестве?
Я просто начинаю что-то делать. Сидеть и думать, что ты ничтожество и ничего не можешь придумать, — не выход, это ситуации не изменит. Беру какой-нибудь материал и начинаю экспериментировать. Рождаются новые идеи, появляются новые вариации. Трудности влекут за собой работу, развитие и рождение чего-то нового.
Расскажите о самом забавном происшествии, связанном с профессией.
У нас в салоне есть традиция. Когда кто-то из наших флористов завоевывает медаль на конкурсе (будь то чемпионат России, Европы или другое профессиональное соревнование), их очень тепло встречают. После моей победы на чемпионате России снаружи повесили баннер с поздравлениями и моими фотографиями. Заходит в салон клиентка, видит меня. А большинство людей, конечно, привыкли, что флористы, как правило, женщины, и не постоянные клиенты не всегда понимают, что я тоже флорист. Бывало, и за грузчика принимали. На тот момент никого из девчонок-флористов в салоне не оказалось, только я — из серии «шел с ведром». Подхожу к ней, спрашиваю. Нужен букет. Начинаю предлагать варианты. Она смотрит на меня с большим недоверием и даже с неким недовольством: это не хочу, то не нравится. И все на меня косится. Не получается общение с клиентом! И вдруг она в очередной раз на меня пристально посмотрела и спрашивает: «А это Вы там, на баннере, на улице?» Я отвечаю: «Да». Она: «Прикольно». Ситуация мгновенно меняется: клиентка начинает соглашаться со всем, что я ни предложу, ей все нравится.
Не могу сказать, что, когда выиграл чемпионат России или занял второе место на Европе, к нам в салон повалил народ. Однако постоянные клиенты или те, которые случайно узнают, начинают больше доверять: «Вы чемпион, Вам виднее». Но я этим не злоупотребляю, делая какую-нибудь ерунду и говоря, что это красиво. (Смеется.) Надо держать марку и учитывать мнение клиента.
Роман, каковы Ваши ближайшие планы?
Работать. Ездить. Преподавать. Участвовать в выставках, показах. Заниматься продвижением флористики не только как ремесла, но и как искусства. Пока нахожусь в поиске, в какое русло себя направить, к чему приложить усилия. Поэтому пробую себя в разных направлениях.
Чем Вы любите заниматься в свободное время, есть ли какие-то увлечения?
Честно говоря, свободного времени у меня мало. Изначально моим хобби были цветы. По образованию я учитель биологии, а флористика была простым увлечением. Я подрабатывал в цветочном магазине, интересовался цветами, читал литературу. Хобби постепенно переросло в профессию. Но я до сих пор не могу назвать это работой, это по-прежнему любимое занятие, которое приносит удовольствие.
Если говорить о других областях, мне нравится большой теннис. Периодически предпринимаю попытки поиграть, когда выпадает немного свободного времени.
Роман, что Вы пожелали бы коллегам, читателям журнала?
Желаю терпения и никогда не опускать руки. Когда что-то не получается, главное — перебороть себя, чем-то заняться и понять, что все в наших руках. Жалея себя, ничего не добьешься. Наша профессия требует много сил, большой отдачи. Не важно, двигаетесь вы в сторону увеличения клиентов, заказов или выбрали путь творчества и преподавания. Не сдавайтесь! Даже если то, что вы делаете, уже когда-то кем-то делалось, но для вас это что-то небывалое и интересное, обязательно это показывайте, ведь вы представите идею по-новому. Важно также быть на виду, если хотите развиваться в профессии. Участвуйте в конкурсах, выставках, мастер-классах и других мероприятиях, связанных с флористикой, которых сейчас проходит достаточно много.
И напоследок. Планируете ли Вы и дальше принимать участие в профессиональных соревнованиях? Например, в чемпионате мира?
После чемпионата Европы я сказал: «Если я когда-нибудь захочу еще поучаствовать в конкурсе, отговорите меня, пожалуйста». Но сейчас уже отпускает. Не исключено. Возможно, я себя еще попробую. Время покажет.
Роман, спасибо большое за интересную беседу. Успехов Вам во всех начинаниях!
Фотографы: Юрий Желудев, Андрей Устинов, Ирина Мех, Вадим Казанский
Благодарим Наталью Наянзину за помощь в организации съемки.