Французский король Людовик XI, в 1470 году приглашенный на званый обед в небольшое, окруженное густым лесом имение в пригороде Парижа, не подозревал, какие преобразования уготованы этому месту в будущем. Спустя более пятисот лет, в наши дни, здесь раскинулся огромный (площадью 181 га) величественный парк Со. Среди зелени на холме возвышается старинный замок, перед ним в строгой ландшафтной симметрии расположились пышные клумбы, шумит-переливается водный каскад, вздымаются вверх струи фонтанов, романтические статуи украшают прямые широкие аллеи, отражающиеся в зеркальной водной глади каналов.
Прогулка по этому парку становится настоящим увлекательным путешествием в прошлое, где можно познакомиться с архитектурными и ландшафтными стилями разных времен. В историю Со каждая эпоха вписала свою главу.
Решающую роль в судьбе провинциального имения сыграл вельможа короля Людовика XIV Жан Батист Кольбер, устроивший здесь свою резиденцию. Будучи контролером финансов, Кольбер имел власть и богатство, так что в стремлении полностью преобразить свою новую вотчину не встречал препятствий. Небольшой провинциальный особняк он превратил во дворец, а в парке начал масштабные работы по благоустройству, в процессе которых, согласно вкусам того времени, были возведены два живописных павильона. Для проведения работ Кольбер пригласил талантливейших мастеров своего времени: архитектора Клода Перро, художника-декоратора Шарля Ле Брана, скульпторов Антуана Куасево и Франсуа Жирардона, а проектирование парка было поручено прославленному Ле Нотру. Чрезвычайно сложный ландшафт местности мог преобразить, пожалуй, лишь гений Ле Нотра: доминантное расположение дворца на холме было использовано для создания необычной и весьма впечатляющей двойной перспективы. После кончины Кольбера владение переходит к его сыну, продолжившему преобразование парка. При нем были сооружены большой канал и оранжерея.
Надо заметить, что французская традиция устройства оранжерей в парках имеет глубокие корни. Плененный природной красотой Италии французский король Карл VIII привез из путешествия по этой стране апельсиновое дерево. Климат большей части Франции оказался слишком суров для прихотливой южной культуры, но французы, высоко оценившие красоту апельсинового дерева, непременно хотели выращивать его в своих садах. Самая первая оранжерея была построена в королевской резиденции Блуа в начале XVI века. С тех пор оранжереи стали синонимом престижа и своеобразным показателем богатства. Хотя азартным садоводам-экспериментаторам не всегда удавалось получить пригодные к употреблению плоды, сама по себе апельсиновая плантация неизменно вызывала всеобщее восхищение у современников. Постепенно оранжереи значительно усовершенствовались, а их строительство даже превратилось в своего рода искусство. Французская знать стала соревноваться между собой в длине и высоте своих оранжерей. Эти цифры иной раз свидетельствовали о значимости владения. Например, версальская королевская оранжерея имела протяженность 156 метров, а длина впечатляющей оранжереи в Со, хотя и была меньше, однако тоже превышала 100 метров.
Во времена Французской революции великолепие Со меркнет и наступает период глубокого упадка имения. Дворец Кольбера превращается в руины, а парк пребывает в полном запустении. Лишь в 1850 году герцог де Тревиз, новый владелец Со, начинает работы по возрождению имения. На месте дворца строится замок в модном при императоре Наполеоне III неоготическом стиле, а в парке восстанавливается прежняя ландшафтная композиция. Однако время истинного возрождения Со начинается в 1923 году, после приобретения имения Департаментом Сены, когда ему присваивается статус исторического памятника.
В 1930-х годах архитектору, создателю садов Трокадеро в Париже, Леону Азема было поручено проведение работ по благоустройству Со. Замок, оранжерею и один из старинных павильонов – павильон Авроры – решено было оставить в неприкосновенности. Восстановление парка в целом происходило с учетом первоначального замысла Ле Нотра. И все же облик Со снова меняется, словно парку предначертано, чтобы каждая историческая эпоха оставила на нем свой след. Азема (в соответствии со вкусами своего времени) не только создает новый каскад в кубическом стиле, украшенный бронзовыми бордюром работы Огюста Родена, но и упрощает систему аллей и переносит из Парижа в Со павильон Гановера. Позже в замке создается музей региональной истории, а парк отрывается для общественного посещения.
Для прогулки по парку нужно достаточно длительное время, ведь площадь Со весьма обширна и готовит немало приятных открытий для любителей истории, искусства и садоводства. Изумрудные газоны, пестрые цветочные ковры, которые источают нежный аромат, зеркало воды в большом канале и шум фонтанов – здесь все призвано радовать и услаждать взор.
Современные ландшафтные дизайнеры не боятся вносить новые штрихи в оформление геометрически правильных клумб парка: смешивая различные виды цветов и растений, они создают неповторимое и сложное растительное убранство Со. Традиционные садовые цветы – пионы, георгины или тюльпаны – сосуществуют с обычными овощами, такими как свекла, с ее большими бордовыми, очень декоративными листьями или укроп, чьи ажурные листочки колеблются под тихим ветерком.
Чтобы подчеркнуть свойственную буйной естественной природе красоту, садоводы высаживают в клумбы и дикорастущие травы. Иногда это может быть чертополох, который самым удивительным образом среди цветочного разнообразия обретает поистине царственное величие.
Парижане любят приезжать в Со семьями на целый день. Трудно отыскать более подходящее место для прогулок и общения с природой, чем этот удивительный парк. Под сенью многовековых деревьев так приятно отдаться воспоминаниям о прошлом, раздумьям или неспешной беседе. Самые пытливые посетители парка, держа планы Со в руках, заглядывают в отдаленные уголки имения, словно пытаясь разгадать тайну гармонии ландшафтной геометрии Ле Нотра, постичь величие его замыслов, достойных восхищения.
Елена Куфен