Have questions? Задайте вопрос!english page
Журнал Цветы в Telegram Журнал Цветы ВКонтакте Pinterest Журнал Цветы
Журнал Цветы №06/2023

июнь 2023

«После женщин цветы — самые чудесные создания на земле»

Кристиан Диор

Скульптура в саду. Очевидцы времен и сезонов

Опубликовано в Ландшафтный дизайн , 08 Апрель 2015
4401

Сколько лет существует скульптура? Наиболее правдоподобная версия, по нашему представлению, такова: столько же, сколько существует человечество. Возраст статуэтки Венеры Виллендорфской, найденной в 2008 году в Австрии, составляет около 25 000 лет, и это не предел: археологами были найдены статуэтки палеолитических Венер и более преклонного возраста. Но, к сожалению, человечество не сохранило памяти о тех временах, и мы никогда не узнаем имен талантливых родоначальников искусства скульптуры.

Statya

По мнению ученых, первые скульптурные изображения имели отношение к поклонению богам и совершению обрядов. Позднее стали ставить скульптуры около входа в жилище, они должны были отгонять злых духов. Постепенно назначение скульптуры менялось. В Древнем Египте скульптурные изваяния богов и фараонов прославляли их могущество и власть. Античные времена снова изменили назначение скульптуры: она стала предметом любования, в первую очередь человеческим телом, этим совершенным творением природы. Римляне прославляли в скульптуре военные победы, а скульптура барокко своими аллегориями славила царствующих монархов. Размер скульптуры мог быть различным в разные эпохи — от гигантских колоссов Античности до маленьких фарфоровых статуэток, которые мы можем найти у себя дома на полках.

Statya 1

Дени Дидро говорил о скульптуре: «Это сильная муза, но молчаливая и скрытная». Скульпторы всех времен старались запечатлеть момент единения жизни и эмоции, заставляя «молчаливую» скульптуру говорить. Скульпторы работали с различными материалами, чтобы добиться наиболее достоверной, художественно выразительной передачи образа. Скульптуры изготовляли из кости (включая бивни мамонта), камня, глины, дерева, металла, гипса, стекла, а в наше время могут применяться и бетон с пластиком.

Statya 2

Но сегодня мы поговорим о том, почему и для чего стала использоваться скульптура в ландшафтном дизайне. Размещая скульптуру в саду, человек изменял его облик, так сказать, сочинял для него определенный сюжет. Если мы обратимся к истории садово-паркового искусства, то увидим, что скульптура всегда присутствовала в садах различных стилей, задавая ту или иную тематику, отражая веяния эпохи, требования заказчика и талант ландшафтного архитектора. Скульптура имела декоративное, мемориальное, пропагандистское и познавательное значение. Так, в Древней Греции сады были общественным местом, где изучали пропорции человеческого тела на примере скульптурных образов богов и героев. В Древний Рим скульптура ввозилась из завоеванных стран как свидетельство мощи Римской империи, прославляла римских императоров в реалистичных скульптурных портретах, которые устанавливались в садах и парках. В Средние века скульптура более очеловечивала архитектуру, чем выполняла декоративно-тематическую функцию. Искусство Возрождения словно возрождает в скульптуре Античность, размещает отдельно стоящие статуи в многоплановом рельефе. Появляются сады с обилием мифологических скульптур, герм, которые придают настроение садовым пространствам. В эпоху барокко создаются многочисленные скульптурные парадные портреты и памятники. Сады должны были удивлять и поражать воображение, поэтому ландшафтные архитекторы заселяли парковые пространства античными богами и богинями, нимфами, сатирами, иногда создавая гротескные скульптуры с нарочитым нарушением пропорций.

Statya 3

В это же время расцветает искусство топиара, зародившееся в Римской империи. Растения служат благодатным материалом для создания «зеленых скульптур», топиар становится вычурным, иногда с ироничными нотками. Классицизм приносит в сады аллегорические скульптурные ансамбли, размещает на аллеях скульптуры философов и мыслителей — настала эпоха Просвещения. С помощью скульптуры классицизм задает тематику сада: увековечивание победы, следование определенной добродетели. Топиарная стрижка садов приобретает замысловатость и фундаментальность. Развивающийся романтизм вносит в садовую скульптуру эмоциональную напряженность, подчеркивается присутствие в саду темы времени и смерти посредством обелисков и памятников о путешествиях или друзьях. Оссианизм и масонская символика оставили о себе память в садах романтизма гротами со скульптурами мифологических существ.

Statya 4

Разрушение эстетики регулярного сада начинается после знакомства с китайскими и японскими садами. Зарождается английский пейзажный сад, который представляет собой сочетание палладианской архитектуры и пейзажного парка, в котором могли возникнуть пагоды и павильоны в китайском стиле. В пейзажном саду архитекторы размещают садовую скульптуру продуманно и осторожно, чтобы не разрушить гармонию паркового пространства. Конец XIX века и особенно ХХ век вторглись в реализм скульптуры сада авангардными формами кубистов и арт-объектами, которые размещались в тематических садах — садах конструктивизма, минимализма и постмодернизма. Современные сады зачастую грешат смешением стилей, но и такая эклектика мила, если не перебарщивать.

Statya 5

Полная версия материала – в журнале №3 за 2015 год

Текст: Екатерина Куланова

Фото: Сергей Карепанов

 

Статьи по теме